Ребенок, родившийся без рук, может представлять собой тело, которое растерялось, утратив информацию о том, как ему отрастить крылья
Думаю, первыми, кто заинтересовался этой книгой, были любители и коллекционеры разного рода бестиариев. И, да, она интересна этой стороной, несмотря на то, что мифических существ там не так много, всего одиннадцать. Но при этом «Манускрипт исчезнувших животных» занимает большую часть книги в русском издании, и представляет собой – анатомический атлас. Строение скелета, строение мышц, описание вида, включающее в себя «немифические» сведения о животных. Описание видов, их повадок в естественной среде подаются как результат настоящего, пусть и не всеобъемлющего научного исследования.
Но начинается книга не с этого, а с жизнеописания человека, который посвятил свою жизнь поиску и исследованию этих химерических существ. Посвятил свою жизнь химере.
Доктор Спенсер Блэк, живет лишь на страницах книги, ему посвященной. Хадспет обратился к нехудожественному жанру, чтобы придать достоверности выдуманному персонажу, и это, на мой взгляд, один из самых удачных экспериментов в области выхода за рамки художественной литературы. Будь эта книга написана сугубо в жанре художественном, она бы затерялась в длинном ряду подобных произведений, если бы вообще была опубликована. Но жанр биографии, который подразумевает работу с документальными подтверждениями тех или иных событий в жизни объекта исследования, и влияние, которое это события оказали на его личность, придает этой истории совсем иной привкус.
Отрывки из дневников, рисунки доктора Блэка, отзывы коллег, письма и прочие «документальные свидетельства» раскрывают путь исследователя, отвергнутого коллегами и не легкую судьбу человека, пытавшегося найти ответ на вопрос «почему тело способно мутировать?». И рассказывают, как о результатах, которых он достиг на пути познания, так и о том, куда завел его избранный им путь.
Захватывающее псевдодокументальное повествование «Химеры» временами заставляет сопереживать, временами вызывает отторжение, и это говорит о том, что Хадспет справился с задачей, которую перед собой поставил. Его доктор Блэк не просто «ещё один безумный ученый» в длинном ряду персонажей такого типа, а яркая, одиозная и в чем-то трагическая личность. И, хотя не является англичанином по рождению, вполне достоин занять место среди таких выдающихся личностей Викторианской эпохи, как граф Дракула, мистер Хайд, Лоуренс Тэлбот, Дориан Грей, безымянное детище доктора Франкенштейна и чуть менее мифический Джек-Потрошитель.
июнь 2016