В завершающем выпуске рубрики #такиеразные60е рассказ о камерной драме «Дикая жизнь», номинанте на приз за лучший дебют Каннского фестиваля этого года.
Если в «Человеке на Луне» и «Отеле «Эль Рояль» приметы времени были очень явными, то события, описанные в дебютном фильме Пола Дано, могли бы происходить и в 70-е, и в 80-е, и даже в наше время, с поправкой на повсеместные гаджеты и социальные сети. Дело тут не в техническом прогрессе или особенностях времени, этот фильм говорит о другом. В фокусе семейные отношения: муж, жена и их ребенок. И неважно фокус это старого аппарата в фотоателье или нового смартфона, всё равно, на снимке мы увидим одну и ту же несчастную семью.
Но, тем не менее, экранизируя роман лауреата Пулитцеровской премии Ричарда Форда, Дано не стремится перенести его действие в современность, а оставляет семейство Бринсонов в уютных 60-х.
В романе Форда рассказ ведется от лица школьника Джо Бринсона (Эд Оксенбульд), в фильме он не рассказчик, а безмолвный наблюдатель. Скромный парень видит всё, что происходит в жизни его родителей, но не устраивает подростковых скандалов, детских истерик. Наоборот, он единственный в этой семье ведет себя как взрослый человек. Пока папа (Джейк Джилленхол) сбегает от реальности в лес на тушение пожара, а мама бьется в конвульсиях от уходящей молодости и красоты, он устраивается на работу, пишет контрольные по математике и идет спать вовремя, потому что ему завтра в школу.
Жаннет (Кэрри Миллиган) — 34-х летняя мать 14-ти летнего подростка произносит фразы типа «женщины в моем возрасте» или «я была красоткой в молодости». Её сын водит машину, совмещает уроки с подработкой и заботой о себе. И только в этом, кажется, и есть примета времени. Сюжет напоминает нам, что буквально 60 лет назад, жизнь человека была гораздо короче и интенсивнее. Мужчина вынужден был рано взрослеть, женщина стремительно стареть, жизнь была похожа на вспышку. Сегодняшние тридцатилетние — это вчерашние подростки, тридцатилетние в фильме — почти старики.
Но в завершении фильма, режиссер всё-таки напоминает нам, что заботы о сохранении, вспыхнувшей, как сухой лес в Монтане, семьи легли на плечи ребенка. Ни разу не пустив слезу на протяжении фильма и стоически вынеся все причуды своих взбунтовавшихся родителей, Джо приглашает их к себе на работу в фотоателье. Когда он настаивает на семейном снимке, уже зритель не может сдержать слез. Наконец, перед нами уязвимый ребенок. Он искренне любит своих родителей и наивно мечтает, чтоб у него была счастливая семья.
«Дикая жизнь» в первую очередь история о взрослении, о становлении личности, о внутреннем стержне и формировании идеалов у подростков. Кажется, история для режиссера очень личная, недаром Эд Оксенбульд напоминает самого Дано. Часто дебютные книги, фильмы, сценарии — это высказывание автора о себе, о своем самом больном и самом важном. Некоторым художникам удается, пережив этот опыт, вырасти в больших профессионалов. Пожелаем этого и Полу Дано.
Для дебютного фильма — «Дикая жизнь» очень хороша. В фильме есть недочеты, он затянут, в нем много долгих статичных не несущих смысла кадров, герои его немного не дописаны. Например, прекрасного Джейка Джиленхола в фильме не хватает, хотелось бы, чтоб его персонаж был глубже. Дружба главного героя с девочкой из школы тоже напоминает набросок. Но эти минусы нивелированы основной идеей фильма, его философским посылом и его интимностью. Не заядлым киноманам фильм вряд ли придется по вкусу, но всем родителям, устраивающим свою личную жизнь, его нужно посмотреть обязательно.
Даже, если неприятно. Особенно, если неприятно.