17 октября 2018 г. Владислав Росляков зашел в здание своего колледжа и убил 20 человек. На нем была белая футболка с надписью «Ненависть». Помимо выстрелов из ружья он взорвал в здании самодельную бомбу. В конце он застрелился.
Как только в СМИ появилось его фото и стала известна последовательность его действий внутри колледжа, стало ясно, что он черпал вдохновение из обстоятельств массового убийства в школе «Колумбайн» в США.
20 апреля 1999 г. двое подростков вошли в здание школы «Колумбайн» и застрелили 13 человек и покончили жизнь самоубийством. На место происшествия выехали не только медики и полиция, но и журналисты, которые стали вести прямую трансляцию и вели ее все время пока шли длительные обыски здания. После этого, трагедия активно обсуждалась и разрасталась подробностями. Людям стало известно практически все, что так или иначе было связано с жизнью этих двух парней и посекундно были восстановлены события этого дня.
Американское телевидение очень любит большие истории. В отличие от традиций российских СМИ, которые ограничиваются новостными репортажами и довольно быстро «забывают» любую громкую историю, в США дела обстоят совершенно иначе. Журналисты работают над такими темами годами и даже десятилетиями – многие выстраивают карьеру и посвящают всю свою работу всего одной громкой истории. Они выпускают специальные репортажи, пишут книги, снимают документальные фильмы, рассекречивают действия полиции и раскрывают эту историю со всех возможных ракурсов, показывая неоднозначность и сложность этой проблемы. Так, истории о школе «Колумбайн» посвящено несчетное число статей, передач, книг (биографических, журналистских и научных), документальных (например, «Боулинг для Колумбины», 2002 г., реж. М. Мур) и художественных фильмов (например, «Слон», 2003 г., реж. Гас Ван Сент).
«Колумбайн» и его виновники стали не просто событием в истории страны, они стали частью массовой культуры. В конце концов история о школе «Колумбайн» стала восприниматься как культ, который порождает последователей и подражателей. Этой темой стали серьезно заниматься ученые. Мать одного из убийц, Сью Килболд, стала амбассадором, пропагандирующим научные исследования и социальные изменения, которые позволят предотвращать развитие суицидальных мыслей в связке с мотивами убийства окружающих.
И подобных историй, особенно в истории США, множество. Широкое освещение и массовый резонанс вокруг лиц, совершающих противоправные, но неоднозначно оцениваемые деяния очень часто приобретают культовый статус и армию поклонников.
Самым известным российским убийцей, известность которого связана именно с тем, что его история широко освещалась в СМИ, получила воплощение в виде книг и нескольких документальных и художественных фильмов (например, "Последствия", 2017 г., реж. Э. Лестер) является Виталий Калоев. Он убил авиадиспетчера Петера Нильсена, по чьей вине, вероятно, случилась авиакатастрофа, унесшая жизнь его жены и двух детей. Такие истории вызывают бурные и противоречивые реакции – в них очень много неизвестного и неоднозначного. Такие люди, как Виталий Калоев, восхищают –то, что они делают, мы описываем словами «как в кино»...
Российское правительство, а вслед за ним телевидение и кинематограф такие «опасные» темы старается не делать объектом детального обсуждения. Считается, что излишнее освещение действий убийц или мошенников превратится в их пропаганду. Подобные истории освещаются минимально, в рамках новостной ленты, так как правительство не хочет создавать эталоны для подражания и выдавать инструкции по совершению преступлений. И зерно правды в этих суждениях действительно есть – грань между простым информированием и рекламированием прозрачна…
Существует довольно яркая статистика о самоубийствах известных личностей – как только какая-то звезда совершает суицид и эта тема активно начинает обсуждаться в СМИ, количество самоубийц возрастает. Ученые называют это «Эффект Вертера». Это яркий пример того, что освещение каких-то действий невольно становится их пропагандой. Однако излюбленное Россией замалчивание – далеко не оптимальное решение и играет позитивную роль далеко не всегда….
25 марта 2018 года в г. Кемерово загорелся торговый центр «Зимняя вишня». Спустя время станет известно, что в пожаре погибли 60 человек, что причиной пожара стал сломанный светильник, что пожарная система и архитектура здания не соответствовала нормам, что люди погибли потому что безрезультатно ожидали спасения в зале кинотеатра, а другие потому что наткнулись на запертый запасной выход. Но все это станет известно намного позже. 25 и 26 марта в безызвестности пребывали не только зеваки у телевизора, не только жители города, но и непосредственно родственники погибших. Традиция российской власти не делиться информацией с простыми людьми вынуждала родственников бунтом и криками вызывать власть на объяснения. Пока не было официальных данных, слухи множились и плодились – теракт, поджог, 300 или даже 700 умерших и т.п. В итоге тысячи жителей Кемерово вышли 27-го марта на митинг с криками «Правду!»…
Те, кто интересуется ходом расследования, получают информацию из интернет изданий, местных СМИ, в том числе раскрывающих официальные документы следствия. Однако бурное обсуждение «Зимней вишни» крупными СМИ практически сошло на нет всего спустя пару месяцев. Болезненные и опасные темы в России не замалчиваются, но детального и всестороннего освещения и изучения не приобретают.
И это плохо. Раскрытие и хроникальное изучения событий и судеб людей, оказавшихся частью трагических и противозаконных обстоятельств – это не просто их пропаганда и удовлетворение любопытства населения. Чем больше резонансные, выходящие за рамки нормы события и люди изучаются и освещаются, тем больше мы узнаем о том, в каком мире мы живем. Наиболее ярко многие феномены социального и личностного поведения появляются и проявляются именно в таких трагических обстоятельствах. Их необходимо изучать. Такие трагедии как события в «Зимней вишне» или в «Колумбайне» раскрывают множество слабых и токсичных звеньев социального устройства, разрушают устойчивые мифы, показывают недоработки представителей власти и демонстрируют особенности личностного поведения, которые были до этого неведомы.
Существует такой термин – «Окно Овертона». Чаще всего используют в политической науке для раскрытия концепции о том, что есть оптимальное условное «окно», то есть набор тем, которые можно и нужно обсуждать в обществе. За рамками этого окна находятся вредные, радикальные темы, которые в социальном дискурсе не должны участвовать.
Такие темы, которые не следует поднимать, наверное, действительно существуют. Однако, вне зависимости от того, обсуждаются или нет, отрицательные феномены современного мироздания существуют. В СССР, например, очень многое находилось за рамками этого самого окна Овертона, но это не мешало мошенникам, убийцам, педофилам и маньякам делать то, что они делали.
Искусственно суженный набор тем, допустимых для широкого обсуждения, остается лишь искусственной и неэффективной ширмой, если запрещенные для обсуждения темы являются непосредственной повседневной реальностью жизни общества.
Если бы обстоятельства трагедии в Зимней вишне и действия Рослякова и все связанные с этими событиями обстоятельства были бы также всесторонне изучены и освещены, как это было с американским «Колумбайном», то ничего кроме пользы это не принесло бы.
Это абсолютно невообразимо в российских реалиях, но американская журналистика постоянно становится источником не только громких обсуждений, но регулярно становится причиной реальных изменений в политической системе, появлению нового законодательства, возбуждению уголовных дел и формирования новых социальных норм. Мы можем это лицезреть своими глазами прямо сейчас на примере перестройки социальных и экономических отношений в США, выросших из единственной статьи в Нью-Йоркере о сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна.
Кинематограф в качестве одной из своих главных задач имеет запечатление реального времени. До тех пор, пока российский кинематограф избегает обращаться к болезненным и неоднозначным феноменам современности, оно не выполняет свои функции, является неполноценным и неинтересным для зрителей. А СМИ вообще обязаны быть «Четвертой властью», непосредственно влияющей на жизнь социума и на государственное устройство.
XX и XXI век переполнены произведениями искусства, посвященными темам Второй мировой войны и фашизма. В кино выходит множество фильмов вроде «Список Шиндлера» (1993 г., реж. С. Спилберг), «Чтец» (2008 г., реж. С. Долдри), «Мальчик в полосатой пижаме» (2008 г., реж. М. Херман) - главные герои которых приспешники фашистского режима. Однако почему то никто не воспринимает эти фильмы как пропаганду и культивирование образа фашистов. Чем фильмы, передачи и книги о событиях в школе «Колумбайн» существенно отличаются от произведений о фашистах и Гитлере – не понятно. И там и там речь идет о истории и реальности. Кто решил, что абсолютное зло, которое олицетворяют фашисты Второй мировой войны вызовет у зрителей антипатию, а абсолютное зло, которое совершают современные националисты, вроде Андерса Брейвика, вызовет у зрителей симпатию?
В любом случае, знание – это сила. Чем шире кругозор людей, тем больше они знают и умеют, тем больше они готовы к правильным действиям и тем лучше они знают мир, в котором живут. Возможно, если бы фильмы о школе «Колумбайн» смотрел не только Кирилл Росляков, но и все ученики его колледжа, число жертв оказалось бы намного меньше. Возможно, если бы в 2009 году, когда произошел пожар в ночном клубе «Хромая лошадь», унесший жизни 156 человек, эта проблема получила бы широкое освещение и детальный анализ всех аспектов произошедшего, сотрудники и посетители «Зимней вишни» могли бы повести себя иначе… А возможно трагедии вообще бы не произошло, если бы резонанс вокруг "Хромой лошади" перерос в практические изменения… Возможно…
Учиться всегда лучше на чужих ошибках. Кино и телевидение для нас во многом являются учителями, даже если мы это отрицаем или не осознаем.
История кинематографа и другие статьи на сайте www.blackmaria.ru