Найти тему

"Дилемма автострады" - люди преувеличивают свои возможности

Итак, вы едете по автостраде за рулем. Какой-то недоумок, моргая фарами, обгоняет вас и устремляется вдаль. Его стиль вождения представляется небезопасным и даже безрассудным. Вы двигаетесь дальше и настигаете другую машину, которая едет медленнее. Приходиться ее обгонять. В процессе обгона бросаете взгляд на водителя, пытаясь понять: он не умеет водить или просто тупит.

Все, что происходит на дороге лишь укрепляет уверенность в том, что мы управляемся с машиной значительно лучше, чем большинство других водителей.

Это дилемма автострады. А точнее - демонстрация базовой ошибки человеческого мышления - предвзятости подтверждения. Мы обращаем внимание на информацию, которая подтверждает нашу точку зрения и игнорируем все, что противоречит нашим убеждениям. Интерпретируем данные в свою пользу, запоминаем то, что выгодно.

Предвзятость подтверждения - одна из ключевых ошибок мышления. Ее невозможно избежать. Мы смотрим на мир сквозь систему фильтров, постоянно находя подтверждения своей правоты. Процесс идет автоматически, на бессознательном уровне. Человек искренне отрицает свою предвзятость, так как действует неумышленно. Результат - не видя объективной картины мы не вносим правки в наши действия. И можем болезненно столкнуться с реальностью.

В маркетинге - люди хотят получить подтверждение своих взглядов. Им не нужна новая информация. Говорите то, что они уже считают правдой.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)


Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "