Найти тему

Путешествие на Алтай, день 12

13 августа, понедельник

Спалось очень легко и глубоко. Встали к 7 утра на завтрак. Сегодня едем до места захоронения принцессы Укок. Тучи затянули горы священного хребта на горизонте, но Оля успела их сфотографировать ранним утром, поднявшись по зову гидробудильника.

Олино фото на рассвете
Олино фото на рассвете
Мое фото, когда я проснулась
Мое фото, когда я проснулась

Пока едем, за окнами бегают пищухи и сидят на камнях суслики размером с толстого кота, иногда разбегаясь от дороги. Вообще этой живности здесь очень много. Разглядываем красивые виды свободно мендрирующей реки Ак-Алаха. Снова идет дождь.

Медитирую во время дороги на хорошую погоду. Один раз нас остановило целое семейство пограничников - трое мужиков на лошадях, обвешенных автоматами и обмундированием. С ними еще свободные лошади на привязи, три жеребенка и красавица овчарка. С таким составом нашей границе наверняка ничего не грозит.

Из дневника Оли:

Вновь трясемся. Зато теперь по плато Укок:) Нас окружают прекраснейшие горы, но серое небо навалилось так низко, что мы их практически не видим:( Честно говоря это - потеря потерь. Правда серое покрывало периодически разрывало и мелькала голубизна. Это внушало надежду. За эти два дня пришла к выводу, что автотур – не для меня. Слишком ленивый! Медленный, сидячий в конце концов:) Я уж заколебалась ехать/трястись. То ли дело вчера – прогулка 6 км на перевал пешочком. Красота!:) Вот конный тур – это идея! Это я хочу !!! :)

Я понемногу начинаю узнавать всю группу, с которой мы едем:

Французская семья с избалованным подрастающим сыном, родители Фред и Наталья. Фред - врач-хирург, совсем не понимает по-русски, Наталья и сын общаются и так, и так. Мне было странно, что внутри семьи они разговаривают не на одном языке, а на разных. Возможно, это нормально.

Таня - позитивная общительная девушка с классными синими афрокосичками и большими ресницами.

Другая Наталья - спортивный львенок как из советских мультиков с глубокими серыми глазами, очень спокойная и позитивная, любит марцепановые конфетки из Марии-Ра.

Третья Наталья - переводчица японского языка, всегда в розовом дождевике. Кажется спокойной, но хранит в себе море недовольства в торону Алтай-тур по малейшему поводу. То раций нет, то связи нет, то спутникового телефона, то пропусков, все же должны предусмотреть, должны, должны...

Надя из Московской администрации президента - первая, кто позитивно нас встретил в машине еще на Актру. Очень добрая, позитивная и адекватная женщина.

Дмитрий - 50-летний москвич, открывший для себя путешествия лет 10 назад и начавший жить с удовольствием. Много жалуется на неходовую группу, считает, что из-за всех этих баб он не смог никуда толком сходить. Пытались ему объяснить, что для автотура это вполне нормально, и в следующий раз лучше выбрать пеший поход.

Руслана - помощник инструктора Кати, активная красивая алтайская девушка из республики Алтай, начинающий инструктор и экскурсовод, но в долгие коммерческие походы, не знаю, возникнет ли еще у нее желание поехать работать...))

Наталья-Шамбала - женщина, поющая мантры Ом и знающая все ведические голодовки, названия и чистки, очень любит командовать и распоряжаться.

Катя - стюардесса в прошлом, жена пилота и тренер по йоге и дзюдо, всегда с одинаковыми розовыми губами и стрелками. Неужели теперь макияж можно делать как татуировки? Весь поход хромает и парит каждый вечер больную ножку. Обладает очень интересной манерой говорения - позитивной и сладко-девочковой. Интересно рассказывает различные истории на ночь и в дороге из своей летной жизни.

Света - нейтральный человек, дружит с львенком и горами закупает сувениры.

Катя (Принцесса Укок) - инструктор, очень интересная, увлеченная, заботливая и терпеливая к своим туристам. Крутой инструктор и туристка.

Доехали до места захоронения принцессы Укок (исторической; Кате просто все говорят, что она на нее похожа) - просто галочка в маршруте. К сожалению, Табын-Богдо-Ола отсюда не видно, потому что все небо затянуто низкими тучами, но зато хоть дождь временно закончился. Очень сильный ветер, весь день кутаемся в пуховики.

Разрытый курган принцессы Укок, которая находится в данный момент в музее Горно-Алтайска
Разрытый курган принцессы Укок, которая находится в данный момент в музее Горно-Алтайска
Один из транспарантов у кургана
Один из транспарантов у кургана

Возвращаемся обратно в сторону Гусиного озера, Катя хочет сводить всю группу на гору к верхнему озеру в надежде оттуда еще раз попытаться поймать панорамные виды на священный снежный хребет. Большая часть группы начинает ныть, что надо ехать на Теплые ключи к базам, Катя на глазах грустнеет от таки дебатов. Много же надо терпения все-таки инструктору в автотурах. В любом случае она главная, и эта мысль успокаивает.

Начавшийся снова дождь быстро стих и погода стала налаживаться, в облачных просветах проглядывало солнце. Хоть и остался сильный ветер, но у группы уже меньше шансов уговорить Катю ехать на теплые ключи. И благо есть хотя бы один Дмитрий, который всех просто съест, если это произойдет.

Обедаем и (ура!) разворачиваем здесь палатки. Свою ставим снова входом к хребту. Даже договорились с Олей ночью вставать по будильнику каждый час и мониторить горы без облаков. Ради этого хребта мы ехали, очень хотелось увидеть его целиком. А ночью снежные горы особенно прекрасны.

На обеденной стоянке. Гусиное озеро
На обеденной стоянке. Гусиное озеро
Вид на краешек хребта Табын-Богдо-Ола, озеро Гусиное и туалет в поле
Вид на краешек хребта Табын-Богдо-Ола, озеро Гусиное и туалет в поле

Пообедав, отправляемся на подъем к озеру в сторону гор на юге. Группа пошла вся - и здоровые, и хромые. Осталась только Руслана готовить продукты для ужина. Соответственно скорость у нас черезчур прогулочная, при том что периодически еще и слышно возмущения, что мы быстро идем и не даем отдыхать "инвалидам".

На пути к подъему в горы мимо нас по плато проскакали четыре красавца-коня (настоящее чудо природы), взлетели с криками впереди от дороги два журавля.

Красивый ландшафт плато Укок
Красивый ландшафт плато Укок

Поднимаемся по кулуару на предгорья, привал. Терпение к такой скорости закончилось, погода не будет ждать пока мы так медленно перетекаем. Решаем с Олей отдельно сбегать на ближайшие вершины, Катя вручает нам впридачу Диму и мы втроем уходим вверх, быстро теряя из вида всю оставшуюся группу. Дима просто счастлив.

Поднимаемся выше и еще выше и вот, наконец, слева за ближайшей горой на той стороне кулуара начинает показываться Табын. Вскликая от эстетического наслаждения, мы уже бежим все выше и выше до полного и четкого безоблачного обзора на весь хребет Табын-Богдо-Ола. Белоснежный красавец, как на ладони.

Первые виды хребта Табын-Богдо-Ола (5 снежных вершин, 3 из которых - четырехтысячники, вершина Найрамдал (“дружба”, монг.) достигает высоты 4374 метра). Первый четырехтысячник из трех
Первые виды хребта Табын-Богдо-Ола (5 снежных вершин, 3 из которых - четырехтысячники, вершина Найрамдал (“дружба”, монг.) достигает высоты 4374 метра). Первый четырехтысячник из трех

Пока его не затянуло в быстроменящуюся погоду, фотографируемся и стремимся пройти еще выше, пока не стукнуло 18 часов (точка невозврата). По ходу движения Оля нашла то озеро, до которого хотела дойти Катя - оно было очень маленьким, но все таки озером, хоть остальные и сказали "оно же как лужа".

Фотосессия на фоне сбывшейся мечты
Фотосессия на фоне сбывшейся мечты
-10
-11

Кате пришлось вернуться с неподъемной группой обратно, жаль, что такова роль инструктора. Ну зато Дима счастлив.

Идем в следующий подъем горы, начинается очень мягкий мох, сплошная поросль карликовой березы и других стлаников. Поэтому идти намного тяжелей, а гора начинает закрывать весь обзор, священный хребет потихоньку затягивают тучи. Где мы стояли, там и решаем упасть и пока просто наслаждаться тем, что есть, особенно видом гор до горизонта за озерной долиной реки Ак-Алаха. Кучевые облака оставляют красивый тенистый рисунок на земном рельефе.

С высоты нашего привала
С высоты нашего привала
На спуске
На спуске

Из-за горы, на склоне которой мы сидим, начинает выплывать дождевая туча, но именно над нами в ней сияет просвет, благодаря чему весь дождь прошел по бокам от нас.

На обратном спуске болтали с Димой о путешествиях, походах, разных способах их совершать, о Питере и Белоруссии. Снова Белоруссия и Минск. И туристы, и тангеро все время говорят о ней. Однозначно теперь туда съезжу попутешествовать.

Кони на плато
Кони на плато

Спустились, пройдя вблизи пасущихся коней, как раз к ужину (харчо и греческий салат - ужин богов), во время которого делились своими впечатлениями. На улице жуткий холод и пронизывающий ветер, даже палатку внутри продувает. Катя поделилась с нами запасной пенкой и спальником, что очень нам помогло.

Очень надеемся еще раз увидеть хребет
Очень надеемся еще раз увидеть хребет
Пейзажи Гусиного озера
Пейзажи Гусиного озера
Вата в горах
Вата в горах

На ночь стоим в очереди в туалет с видом на снежный Табын, вершины которого уже окончательно затянуло в облачную серость. Благо к ночи ветер стих, появилось больше уверенности в сегодняшнем теплом сне.

На закате, лучшее что нам удалось увидеть перед сном
На закате, лучшее что нам удалось увидеть перед сном

Предыдущий день ||| Следующий день