ИС-7 весьма известный танк, во многом благодаря играм. Однако этот проект имел куда больше перспектив, нежели многие думают. Сам Иосиф Сталин возлагал не мало надежд на новый супертанк Советского Союзе, а ведь было чему. Эта статья будет полностью посвящена легендарному советскому танку Иосиф Сталин – 7.
Предыстория.
В начале, середине мая 1945 года, советские солдаты наткнулись на невероятно огромную и тяжёлую боевую машину – Muse. Два прототипа были очень сильно повреждены, но у одного осталась целой броня башни, а у другого корпус, что позволило реконструировать громадную махину.
Его вес достигал 188 тоннам, а лобовая броня с учётом угла наклона достигала 300 и более миллиметров. Карма тоже была неподатлива наиболее массовым противотанковым средствам.
Именно подробное изучение немецкого сверхтяжёлого танка вдохновило инженеров и военных на создание подобного проекта.
История создания.
Осенью 1945 года, в Ленинграде была собрана команда инженеров и оружейников для создания абсолютно новой боевой машины. Основными требованиями были мощнейшая пушка калибра не менее 122 мм, массивная броня не хуже, чем у немецкого «Мауса», скорость около 30 км/ч по пересечённой местности и увеличение скорострельности.
Задача была не лёгкой… По сути военные требовали свой сверхтяжёлый танк прорыва, но как его сделать с подвижностью простой бронемашины – не могли решить почти несколько месяцев.
В итоге приняли решение взять компоновку брони корпуса на подобии уже серийного ИС-3 – то есть экраны на бортах корпуса и двойной наклон лобовых листов, напоминающие форму щучьего носа.
Башня же, была литой и невероятно вытянутой, рассчитанной на четыре танкиста.
К 1947 году первый прототип под индексом Объект 260 был показан заказчику и обкатан на полигоне. Оказалось, что конструкторам удалось добиться подвижности среднего танка, на уровне Т-44, при весе около 65 тонн. Но во время испытаний обнаружились изъяны конструкции. Двигатели быстро перегревались и не могли работать даже на мощности 1 000 л.с., чего обещали инженеры, а механизм заряжания для 130 мм пушки не всегда работал как надо.
ИС-7.
Проект доработали к 1949 году, а перед этим была создана партия из 6 танков, не считая первого экспериментального образца и деревянного макета. Общий вес боевой машины составил 68 тонн, что на уровне немецкого «Королевского Тигра».
Защита в лобовой проекции превышала цифры в 350 мм, что было невероятной толщиной даже для многих наиболее мощных снарядов тех лет.
Проблемы с надёжностью тоже были решены, хоть и не до конца. Теперь ИС-7 мог уверенно двигаться в одном строю со средними танками, не отставая от них, а иногда и опережая.
Особенности.
ИС-7 стал самым тяжёлым танком СССР за всё время. Масса в 68 тонн до и после этого ни раз не превышалась.
Вооружение прототипа состояло из 130 мм пушки и аж 8 пулемётов, два из которых крупнокалиберные. Три из них располагались рядом с пушкой, два по бортам корпуса и никак не вращались. Ещё два в карме башни и последний на дистанционно управляемой установке, торчащей почти на один метр над крышей башни. Что самое интересное – каждый из этих пулемётов был дистанционно управляем.
ИС-7 имел механизм заряжания. Он представлял собой конвейер на 7 снарядов и досылающий механизм позади готового боеприпаса. Эта конструкция приводилась в действие при помощи шестерёнок, которые вращали два заряжающих. Скорострельность в пределах механизма достигала 6 выстрелам в минуту, а без него менее 2.
Подвижность и броня ИС-7 оставались актуальны аж до 60-х годов прошлого века. Это было обусловлено тем, что мобильность тяжёлого танка приравнивалась к среднему и в какой-то степени даже превосходила ранние Т-64, выпускающиеся в 6 десятилетии XX века.
Что произошло с ИС-7?
В 1949 году программа по созданию тяжёлого танка прорыва была свёрнута. Официальная причина: большая стоимость, большой вес, многие узлов танка не производились на тот момент.
Тем не менее ИС-7 был очень близок к серийному производству и по тем временам, он был бы как сейчас Т-14 Армата. Мощный, принципиально новый, но весьма дорогой. Даже Иосиф Сталин не смог повлиять на решение военного комитета, что стало последним гвоздём в крышке гроба ИС-7.
Единственный сохранившийся образец сейчас находится в экспозиции подмосковного музея в Кубинке.