Богата боевыми подвигами авиация Краснознаменной Балтики. Но я никогда не забуду благородный поступок штурмана Нечипуренко в первые дни боев с гитлеровскими захватчиками летом 1941 года.
Фашисты в то время двигались большими колоннами на танках, автомашинах, повозках по дорогам и полям. Они вошли на территорию Эстонии. Чтобы задержать их продвижение, морские летчики получили приказ оказать помощь нашим сухопутным войскам, которые вели тяжелые кровопролитные бои. Тогда-то и начали наносить бомбовые удары летчики 1-го минно-торпедного авиаполка по колоннам фашистов.
В один из дней группа наших самолетов, преодолев густой зенитный заслон, появилась над вражеской колонной и нанесла сильный бомбовый удар. Цель накрыли точно, и все самолеты, за исключением одного, благополучно вернулись на свои аэродром.
— Кто отстал? Кто не пришел с группой? — переспрашивали мы друг у друга, всматриваясь в номера машин, идущих на посадку.
Не вернулся экипаж летчика Селиверстова. И только к вечеру все узнали, что произошло с ним там, в тылу врага.
Обнаружив на дороге колонну танков и автомашин, штурман Нечипуренко сделал расчет для нанесения бомбоудара и передал данные пилоту. А затем, когда самолет вышел на нужный курс, подал сигнал:
— Так держать!
Слева и справа, а больше всего впереди рвались вражеские снаряды. Осколки одного разорвавшегося снаряда врезались в мотор и фюзеляж. Машина вздрогнула и начала отваливать в сторону. Однако Селиверстов выравнял самолет и лег на прежний курс.
Этим не замедлил воспользоваться Нечипуренко. Он сбросил тяжелый смертоносный груз вдоль дороги — точно по цели! Задание выполнено! Пора отходить вместе с другими самолетами. Но рядом разорвался еще снаряд, осколки которого осыпали машину Селиверстова. Самолет получил новые повреждения и с трудом поддавался управлению.
— Угодили, гады! — произнес летчик, продолжая вести самолет.
Нечипуренко решил узнать, в чем дело. Он высунулся в астролюк. Несколько минут самолет шел на двух моторах, затем один остановился, и машина пошла со снижением.
— Сколько до ближайшего аэродрома? — спросил Селиверстов.
— Сорок минут, — ответил Нечипуренко.
— Дотяну, — послышалось в шлемофоне, — дотяну...
Высота падала с каждой минутой. От двойной нагрузки правый мотор перегревался. Стало ясно, что до ближайшего аэродрома не дотянуть.
Линия фронта уже позади. Стрелка альтиметра показывает 200 метров! Рядом пролетают друзья, возвращаясь с бомбежки.
Селиверстов показывает им руками — машина неисправна, мотор не работает. Нечипуренко вновь поднимается в астролюке и смотрит на летчика. Тот показал большой палец и перевернул его вниз — прыгай, мол.
Но Нечипуренко впервые не выполнил приказания своего командира. Этот опытный штурман еще в лютую зиму 1939—1940 годов точно выводил своего командира на цель и до конца выполнял любое боевое задание. Этот парень, когда-то слесарь одного из харьковских заводов, с первых дней Великой Отечественной войны проявил себя смелым и мужественным воином и не мог покинуть командира.
Он пристально стал всматриваться вниз, ища открытую площадку, чтобы помочь посадить самолет на «живот».
Не выполнили приказания и стрелки Михайлов и Меншаков, находившиеся в фюзеляже у своих пулеметов.
Наконец вышел из строя второй мотор. Селиверстов произвел посадку... на молодой лес, оставляя за собой широкую просеку. Самолет загорелся — пары бензина сделали свое дело.
Первым вылез из своей кабины Нечипуренко. Он быстро вскочил на плоскость и поспешил к летчику. Вместе с ним попытался открыть фонарь, но он не поддавался — заклинен! Тогда Нечипуренко с силой ударяет по фонарю кулаком раз, другой, третий. Фонарь разбит! Но не так-то легко высвободиться из фонаря.
Штурман ухватился за руки пилота, затем за туловище, тянет его на себя. Ноги штурмана скользят, он срывается и оказывается на коленях.
Поднимается. Снова усилия, рывки. Взрывается бак. Нечипуренко успевает прикрыть лицо регланом, но в следующий же момент сваливается с плоскости на землю. Снова карабкается вверх и снова хватает за руки командира и помогает ему высвобождаться из кабины.
И снова неудача. Вовремя на помощь поспевают стрелки. Они сами едва сумели вылезти из фюзеляжа, разворотив дюралевую щель, образовавшуюся при падении самолета на лес. Теперь втроем они бросились на спасение своего командира.
— Оставьте меня... Спасайтесь сами,.. — тихо сказал командир.
Но трое боевых товарищей не оставили в беде командира — высвободили его из кабины и все вместе отползли от самолета на безопасное расстояние.
Тогда и раздался второй взрыв. Пламя охватило самолет. Высоко в небо уходил черный шлейф дыма ...
Мужество и презрение к смерти во имя спасения своего командира, благородный поступок штурмана Нечипуренко и стрелков Михайлова и Меншакова стали достойным примером выполнения воинского долга.
Прошло всего несколько дней, и на другом самолете Селиверстов вновь пошел в бой громить фашистов.
Из воспоминаний военкора Леонида Ряховского ("В небе-лётчики Балтики". Из боевой истории авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. 1974 г.)
Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории". Оставляйте комментарии и делайте репосты, это важно. Спасибо. ⚡️