С тех пор, как музыка стала рисовать пейзажи... а впрочем, нет, начать стоит иначе.
Музыкальные пейзажи — во всяком случае, подражание пению птиц, шуму дождя, свисту ветра — появились в невероятной древности. Может быть, они даже старше пейзажей живописных.
Но прошли тысячелетия, прежде чем люди изобрели музыкальные циклы.
Музыкальный цикл — это законченное произведение, которое состоит из нескольких законченных произведений (да, именно так). В самом коротком цикле всего два произведения (чаще всего это прелюдия и фуга). В самом длинном... этот цикл стартовал в начале XXI века и будет исполняться до конца нынешнего тысячелетия (разумеется, и сочиняет, и исполняет этот цикл машина). Это цикл Longplayer Джема Файнера, а главная партия в нём принадлежит тибетским поющим чашам.
Но мы сейчас не об этом.
Первые музыкальные циклы относятся к XVI - XVII векам. Они были бессюжетными и чем-то напоминали современные плейлисты. Или дискотечные миксы. Это были сюиты — подборки танцев. Смысл подборок заключался в чередовании быстрых и медленных композиций (точно так же, как и в наше время).
Но очень скоро в музыкальных циклах появился сюжет. А какой сюжет напрашивается для музыки там, где нет ни пения, ни актёрской игры? Что может быть естественней, чем сюжет пейзажный — чередование музыкальных картин, изображающих весеннее пробуждение, цветение лета и так далее?..
Трудно найти человека, который не слышал бы о "Временах года" Антонио Вивальди. Но до Вивальди был (забытый ныне) Кристофер Симпсон.
Симпсон написал свои "Времена года" в 1659 году. Он писал для виолы да гамба — предшественницы виолончели — с сопровождением небольшого оркестра. Как и у Вивальди, каждое из его "Времён" состоит из трёх частей, но это не "портреты" отдельных месяцев, а разные "облики" каждого сезона. Увы, у Симпсона не было такого мелодического дарования, как у Вивальди, и его "Времена" не так западают в память... Интересней всего разве что "Ария" (средняя часть) из цикла "Зима", где слышатся острые уколы мороза и резкие очертания узоров инея на стекле.
***
А от Вивальди до второго, известного всем и всюду цикла "Времена года" (принадлежащего, конечно, Чайковскому) чего только не было!
Жозеф Боден де Буамортье написал цикл кантат с таким названием. Кантата — сама по себе цикл из законченных пьес, обычно арий, хоров и вокальных ансамблей. То есть у Буамортье получился цикл циклов.
Куда более знаменитый композитор Гайдн сочинил ораторию "Времена года". Оратория — это почти опера, то есть сюжета в ней больше, чем в кантате. Пожалуй, сюжета во "Временах" Гайдна больше всего. У Гайдна даже есть персонажи: старый крестьянин Симон, его дочь Ганна и жених Ганны Лука.
(В оратории, надо сказать, Лука и Ганна так и не поженились, хотя дело к тому всю ораторию шло).
***
Спустя века, уже в наше время мимо сюжета "времён года" не смог пройти и Астор Пьяццолла (безумно знаменитый как автор "Либертанго").
"Времена" Пьяццоллы — это, конечно, тоже танго: цикл из четырёх танго "Времена года в Буэнос-Айресе". В отличие от всех остальных авторов, Пьяццолла начал с "Лета".
По авторским описаниям, эти четыре танго — тоже не просто пейзажи, пусть и латиноамериканские. Это сюжет, нечто вроде "Смена времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса".
***
С названием "Времена года" писали и ставили и балеты. Есть не меньше пяти таких балетов.
Но если возвращаться к музыке, то из "неизвестных" "Времён" стоит знать ещё вокальный цикл Валерия Гаврилина, одного из советских классиков.
***
...закончен ли к нынешнему времени цикл "времён года"?
Конечно, нет!
Нет сомнений, что композиторы настоящего и будущего снова и снова будут возвращаться к "смене сезонов" и воплощать её в самых разных музыкальных формах, самым разным музыкальным языком.
И даже — миллиарды лет спустя — угасание реального Солнца не станет поводом покончить с "Временами года"!
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!