В 1979 году на советские экраны вышел приключенческий фильм "Ждите "Джона Графтона", посвященный попытке эсеров и большевиков доставить в Россию на английском пароходе "Джон Графтон" оружие, взрывчатку и боеприпасы. В основе сценария лежали реальные события - подлинный "Джон Графтон" в конце августа 1905 года с командой латышей-революционеров по заданию эсеров и большевиков действительно вез в Россию 16 тыс. винтовок, 3 тыс. револьверов, 3 млн. патронов и 3 тонны динамита и пироксилина, которых хватило бы чтобы вооружить целую дивизию.
У российского берега пароход сел на мель. Было ли это следствием работы российской контрразведки, как показано в фильме, или по каким-либо другим причинам, но до адресата дошла только та часть груза, которую экипаж успел перегрузить на лодки.
Однако нас интересует другое - то, о чем умолчали авторы фильма - откуда у революционеров появились деньги на такое количество оружия и его транспортировку? В фильме есть сцена, где во время обсуждения деталей операции, один из персонажей бросает вескую фразу, что, мол, по соображением конспирации такие вопросы задавать не надо. Отличная находка сценаристов! Показать, откуда революционерам пришли деньги, в 1979 они не могли, потому что фильм не пропустила бы советская цензура. Хотя, сделай они это, сюжет заиграл бы еще более яркими красками, так как средства на подъем революционного движения в России, в том числе на закупки и транспортировку революционерам оружия поступали от военного атташе Японии в Швеции полковника Акаси Мотодзиро.
Создатели фильма умолчали так же о том, что в то время шла русско-японская война. И она могла бы окончится победой России, а не Японии, если бы революционная горячка не охватила значительную часть России. Ведь, несмотря на поражения, русская армия не была разгромлена. Более того, за счет подвоза подкреплений она значительно усилилась. Вот что пишет об этом японский историк Окамото Сюмпэй:
"В императорском штабе становилось ясно, что военная мощь России была сильно недооценена и что в Северной Маньчжурии могут оказаться до миллиона русских солдат. Финансовые возможности России также далеко превосходили подсчёты Японии… "
А вот что писал один из участников русско-японской войны будущий генерал, а в то время полковник Антон Иванович Деникин:
"Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях имели 446½ тыс. бойцов (под Мукденом — около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонирование в глубину, имея в резерве общем и армейских более половины своего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; фланги армии надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенко; армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически — гаубичными батареями, пулеметами (374 вместо 36), составом полевых железных дорог, беспроволочным телеграфом и т. д.; связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух маньчжурских армий не был сломлен, а эшелоны подкреплений шли к нам из России в бодром и веселом настроении.Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32% меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней уже не наблюдалось. Тот факт, что после нанесенного нам под Мукденом поражения японцы в течение 6 месяцев не могли перейти вновь в наступление, свидетельствовал по меньшей мере об их неуверенности в своих силах".
А.И.Деникин. Путь русского офицера.
Единственная возможность Японии не потерпеть поражение, была ставка на революцию в России, и она ею воспользовалась в полной мере.
Революция, начавшаяся в январе 1905 года с "Кровавого воскресенья", последовавшие вслед за ним демонстрации протеста, забастовки и восстания заставили Петербург пойти за заключение мира с Японией.
"Джон Графтон", отправившийся в свой рейс в августе 1905 года, за месяц до окончания войны, доставь он свой смертоносный груз до адресата, мог кардинально повлиять на расклад сил на Дальнем Востоке. Если бы революционерам удалось с помощью закупленного на японские деньги оружия свергнуть тогда самодержавие, то, не исключено, что Приморье и часть Сибири оказались бы оккупированы хоть и сильно ослабленной войной, но не утратившей дисциплины а значит и боеспособности, японской армией.
Но революцию тогда удалось подавить, и Приморье осталось российским.
О русско-японской войне читайте также мою заметку "Стратегия поражения - стратегия победы".
Заходите на мой канал "Путешественник во Времени", комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь ссылками в соцсетях...