Найти тему
www.nemisli.ru

Если к делу подойти без души. Экскурсия в крепость Орешек.

Вчера резко похолодало. Знаешь, погода здесь порой, меняется каким-то молниеносным образом. И если вчера я обливался потом от жары в одних шортах, то сегодня уже и плотная джинсовая куртка не спасала от колючего северного ветра.

Мы плыли на кораблике из  города Шлиссельбург в крепость Орешек, что в пригороде Петербурга. Удивительно как меняются краски! Лето, радовавшее нас в этом году солнцем слишком часто, кажется, успело избаловать. А сегодняшний день во всей своей красе показывал палитру оттенков серого севера. Черная бурлящая, словно нефть вода Ладожского озера сливалась с серым небом на горизонте, которое в свою очередь, словно специальным фильтром преобразило золотые солнечные лучи таким образом, что все вокруг стало, словно на черно-белой киноленте с участием Мэрилин Монро. Хотя нет, кораблик у Монро был немного приятнее.

«Все-таки мы деградируем», - подумал я, оглядывая полуразрушенные постройки 20 века, на берегу и невольно сравнив их с крепостью к которой мы направлялись. «Ну как она может стоять здесь уже 700 лет. А это…?». Набережная Шлиссельбурга, если можно это назвать набережной, выглядела заброшено и уныло. Набережную пытался разукрасить небольшой чугунный памятник  Петру на высоком постаменте, но у него это не очень получалось. А двигаясь вдоль набережной на корабле, вид делался только хуже – заброшенные здания, полуразрушенные мосты, кучи мусора, и всё это в тонах наложенного природой серого фильтра. «Ветер, собака, ледяной, даже утки куда-то попрятались!».

На острове, где стоит крепость нас, ожидала вторая касса. Интересно организована оплата за посещения острова-музея  – до отплытия ты оплачиваешь только проезд, приплыв, оплачивается вход. При этом покинуть причала не оплатив второй раз нельзя. Ну да ладно… просто неприятные мелочи, отражающие неорганизованность организации музея.

Через 10 минут собиралась экскурсия по острову. Откуда-то из-за будки, где продавали билеты, появилась сухонькая женщина в фиолетовом шарфе. Неуклюже представ перед собравшимися и скомкано поприветствовав, экскурсовод немедленно начала свой монолог о месте, в котором мы находились. Манера подачи текста мне очень напомнила пересказ параграфов из учебника истории, в собственной школе лучшими, из одноклассниц - женщина в фиолетовом шарфе строго держала осанку, смотрела куда-то вперед чуть выше голов группы, и непроизвольно сжимала и разжимала кулаки.

Система образования, основанная на пересказах одним учеником для других, части изученного материала, наверное, имеет место быть, или имела. Говорят новые методики преподавания, включающие наставничество, когда ребенку главное не пересказать, а научить другого, даёт превосходные результаты. Но вот пересказывание - это немного не то, вроде бы призванное изучить всех одно и то же, а потом повторить изученное одним из учащихся – хорошо звучит на бумаге. Однако в жизни выходит иначе – рассказчику самому не интересно давать материал хорошо (да и не учит этому никто), а слушающие в лучшем случае молчат и не слушают, в худшем не слушают и шумят, но не слушают всё-таки, в любом случае.

И кто пишет эти тексты? Ну как можно так неинтересно писать историю? Я знаю, что в этой крепости держали императора в железной маске! Но про него лишь вскользь, зато дат и цифр, которые уносились вдаль вместе с бурлящим течением Невы, называлось предостаточно. Их было так много, что я не смог запомнить ни одной.

Выдержать экскурсию целиком мы не смогли и отпочковались уже на третьей остановке, когда, как бы мы ни старались, мозг отказывался впускать в себя информацию. Зато я, не без удовольствия, успел рассмотреть лица присутствующих туристов – ну точно, мой 11-й «Б», немного повзрослевший и зачем-то пришедший с детьми, но с теми же скучающими лицами. Хотя, повзрослели не только лица - все меньше галдели и многим (в отличие от нас),  было неудобно уходить с половины экскурсии – приличные выросли взрослые!

Было жалко экскурсовода. Она действительно старалась в меру своей способности. Но, к сожалению, сделать свой рассказ интересным, за её (судя по возрасту) огромный экскурсоводческий опыт, так и не смогла. А лучшим решением стало, превратиться в магнитофон с  записанным текстом, и единственным желанием, чтобы всё это скорее закончилось. Жаль, человека, застрявшего в собственных школьных выступлениях. А быть может это то, к чему она стремилась всю свою жизнь? И я чего-то не понимаю?

Занимайся, пожалуйста, любым делом, с душой и интересом. Иначе… зачем иначе им заниматься?

-2