(1997, Франция)
В конце 20 века Люк Бессон был вовсе не таким, каков он сегодня: среднего пошиба режиссёр, заплывший жирком на продюсерской работе и совершенно исписавшийся как сценарист, выдающий конвейерным методом по нескольку сценариев в год. Что красноречиво и доказал недавний возврат Бессона к космооперной фантастике - "Валериан и город тысячи планет". Который являл собой лишь жалкое подобие "Пятого элемента" во всём, даром что второй был снят на двадцать лет раньше и с гораздо меньшим бюджетом (90 млн. $). Что, однако, не помешало "Пятому элементу" стать на тот момент самой дорогостоящей лентой, сделанной не в Америке. И заодно продемонстрировать спецэффекты, ничуть не хуже голливудских. По крайней мере они ничем не уступали эффектам вышедшего в тот же год, 105-миллионного "Звёздного десанта", а в плане детализированной прорисовки всего и вся так и вовсе превосходили "десантные" на голову.
Сам я тоже отличной помню тот знаменательный год, когда вышли обе эти картины. А также помню впечатление, которое они произвели на истосковавшегося по масштабной кинофантастике, российского зрителя в моём лице; хотя, полагаю, в данном вопросе я могу говорить не только от себя лично. Если это был не эффект разорвавшейся бомбы, то что-то близкое.
Но про "Звездный десант" я недавно уже писал, поэтому скажу лишь за "Пятый элемент". Его тоже хотелось пересматривать бесконечно, как в компании под пиво, так и в одиночку за ужином после трудового дня. И это ничуть не надоедало, как, в общем-то, не надоедает и поныне. Причем, когда все сюжетные перипетии были давно известны, а диалоги выучены практически наизусть, зритель продолжал развлекать себя тем, что выискивал на экране мелкие, но любопытные детали общественного устройства и быта 2263 года, которые щедро понапихал в свою картину Бессон. Как правило, все эти детали были с ироничным подтекстом, причем многие из них демонстрировались буквально секунду, вроде домашнего автомата-дозатора по выдаче сигарет и самих сигарет, коротеньких, зато с неимоверно длинным фильтром. Моргнул нечаянно зритель - и проворонил этот гаджет на стене квартиры главного героя Корбена (Брюс Уиллис). А ведь там было ещё много всякой интересной фигни - она наличествовала едва ли не в каждой сцене, только успевай замечать и аплодировать.
Также, помимо всего прочего, Бессон придумал целый инопланетный язык, на котором разговаривала Лилу (Милла Йовович), и религию, которую исповедовал отец Корнелиус (Иэн Холм), и радиошоу с придурковато-голубоватым диджеем (Крис Такер), и даже, мать его, уникальную музыку, которую слушала богемная тусовка 23 века!.. Хотя, наверное, проще сказать, чего в этой истории нет, чем перечислить все ее компоненты, которые она вываливает на наши многострадальные головы.
Ну и, разумеется, никак не увернуться от плюшек, которые раз за разом подбрасывает нам фирменный юмор Люка Бессона. Да что там - в фильме нет ни одной сцены, что не вызвала бы улыбку. При том, что сам "Пятый элемент" никак не назовешь комедией, ведь он нигде не ставит перед собой цель ухохотать нас до слёз. Юмор здесь как бы витает в воздухе, словно дым, и вы смотрите сквозь него на эту историю, а также дышите им, отчего вас с самого начала приятно вштыривает. А потом ещё долго не отпускает даже после того, как фильм заканчивается.
Даже тот факт, что сюжетный костяк "Пятого элемента", если очистить его от всей навешанной на него мишуры, выглядит примитивно, тоже есть местная шутка юмора. Нет, правда, это же не фантастика, а махровое фэнтези какое-то! Раз в пять тысяч лет к Земле приближается некое абсолютное, сферическое Зло в вакууме. Причем это вовсе не фигура речи - бессоновское Зло и впрямь имеет форму шара и летает по космическому вакууму хрен пойми на какой тяге.
Однако не всё так страшно, как кажется! Потому что есть четыре магических камня и некий, покамест неведомый зрителю, "пятый элемент", которые, будучи собранными вместе в тайном земном храме, оградят нас от Зла, убив то на подлёте. После чего Добро опять восторжествует и следующие 5000 лет мы проживем спокойно и безмятежно... Если, конечно, не уничтожим за это время сами себя, от чего "элементы" нас уже не оградят (тоже мне, всесильное космическое оружие, да?).
Такова простенькая фабула этой истории. А всё, чем занимаются ее главные герои на протяжении картины, это собирают магические артефакты в кучку, стараясь не опоздать встретить Зло во всеоружии. Их же враги, соответственно, нагло им мешают, свято веря, что Зло с какой-то стати их пощадит и осыплет всяческими ништяками. А поскольку Силы Добра возглавляет не абы кто, а заслуженный борец с Концами Света Брюсушка наш Уиллис, само собой, никаких шансов на победу у Зла нет изначально. И зачем оно вообще трепыхается, поди теперь у него спроси...
***
В общем, если есть на свете рай для любителей кинофантастики, то "Пятый элемент" - наверняка один из его лучших уголков. Этот простой "фэнтезийный" сюжет замаскирован таким количеством гениальных мелочей и деталей, резких поворотов и непредсказуемых ситуаций, что диву даешься, как у Люка Бессона хватило тогда сил воплотить в одном кино столько нажористых фантазий. Ну а почему у него не хватает сил на такие подвиги сегодня - ...(см. первый абзац).