Летевший впереди нас самолет звонким женским голосом доложил об уходе на второй круг и о том, что улетает в более гостеприимные края, чем хмурый Кишинев. Переглянулись с Иваном - будем готовы! Мы тоже не собираемся долго коптить облака, нависшие над столицей несолнечной Молдавии, и если в ближайшие пять минут нам не повезет - уйдем в Болгарию. Она обещает быть солнечной.
Но сначала все же снизимся до высоты 120 метров и попробуем разглядеть огни подхода к полосе.
Внимание!
Это продолжение рассказа о полете в Кишинев, случившемся в ноябре 2016 года.
Ссылка на первую часть.
* * *
Вошли в глиссаду. Автопилот своей железной рукой ведет самолет, я еще раз проигрываю в голове предстоящие действия - как в случае продолжения захода, так и - что наиболее вероятно - при уходе на второй круг.
Снижаемся. Иван периодически контролирует высоту, сравнивая ее на соответствующих удалениях с теми, что опубликованы в сборнике. Я заставляю глаза бегать по приборам.
Развязка все ближе и ближе.
Бесстрастный электронный голос докладывает:
-ONE THOUSAND! - до земли 1000 футов, 300 метров.
За окном молоко.
-FIVE HUNDRED! - 500 футов, 150 метров.
Молоко!
-APPROACHING MINIMUMS! - приближаемся к минимальной высоте...
Краем глаза вижу, как Иван по пояс высовывается за окно...
В молоко!
-MINUMUMS!
Не испытывая желания выглянуть за окно, нажимаю TOGA. Автопилот немедленно отключается, оглушая сиреной, выключаю ее нажатием на кнопку отключения автопилота. Рычаги управления двигателями, ведомые автоматом тяги, бодро перемещаются вперед, задирая нос самолета вверх, я плавно помогаю штурвалом.
- FLAPS FIFTEEN! - командую уборку закрылков в положение 15. Твердо держу штурвал. Бросаю взгляд на скорость и тангаж - норма!
Иван докладывает:
- POSITIVE RATE! - доклад о том, что наш самолет находится в наборе высоты. Пора убирать шасси. Командую:
- GEAR UP!
Ваня ставит рычаг вверх, колеса с шумом убираются. Самолет, почувствовавший свободу, разгоняется, стремится задрать нос, нежно пресекаю это желание. Взгляд на навигационный дисплей - отлично летим!
Убираем закрылки до 5, разгоняю самолет дальше.
Flaps 1... Flaps UP. Закрылки убраны.
Ваня докладывает диспетчеру об уходе. Тот спрашивает о наших дальнейших планах на вечер.
- Уходим на запасной в Варну, Глобус 157
Включаю автопилот. Прошу Ивана активировать вторичный маршрут в компьютере, который мы предусмотрительно создали для случая ухода в Варну. Диспетчер разрешает нам следовать прямо на точку с названием Лопто, выполняем. Самолет закладывает глубокий крен вправо, чтобы выйти на маршрут, продолжая набор высоты...
* * *
Пробиваем облака. Сообщили в компанию, что летим на запасной в Варну. Нам пожелали удачи. Спасибо!
Запросили 300-й эшелон (30 000 футов) для полета в Варну, получили разрешение. Наконец, появилось время перевести дух, рассказать салону о том, что происходит. Передаю управление Ивану, беру в руки микрофон и повествую о том, что летим мы в солнечную Болгарию, где планируем приземлиться через полчаса.
И опять, как двадцать минут назад на снижении в Кишиневе, нас начинает нещадно кидать во все стороны. И снова радар не показывает ничего, это воздух возмущен близким струйным течением, на границе таких грандиозных невидимых рек всегда неспокойно, но чтобы так сильно болтало, бывает редко.
Редко, но метко. Иной раз может так болтать, что все незакрепленные предметы и люди летают по самолету. И это может произойти в ясном небе, поэтому, пожалуйста - всегда пристегивайтесь и размещайте багаж так, чтобы он никуда не улетел!
Мы набрали 30 000 футов, нас кидает, бросает и лететь в таких условиях абсолютно некомфортно. Никак не способствует созданию расслабленной рабочей атмосферы!
- Ваня, давай снизимся до эшелона 260. Там вроде было поспокойнее. Попроси, пожалуйста!
Ваня просит, диспетчер разрешает снижение.
Снижаемся. Все равно болтает, ничего не поделать - надо лететь вперед. Параллельно готовимся к заходу на посадку в Варне. Я не раз летал туда, как и в Бургас, но это было несколько лет назад. Обычный аэродром, но имеющий особенность - полоса имеет систему точного захода на посадку ИЛС только с одной стороны, а с другим курсом предполагается заход по неточной системе, при этом из-за гористой местности угол наклона глиссады достаточно крутой. Не Шамбери, конечно же, но 3.5 градуса все же покруче, чем привычные 3.
Этот курс нас и ждет сегодня. Ничего страшного в этом и не было бы, но ветер у земли боковой, сильный и порывистый. Значит, и в глиссаде вряд ли он будет спокойнее, то есть, мы можем ждать веселуху, столь любимую работниками уютных отделов расшифровки средств полетной информации.
Что ж, и это можно пережить. Думать о расшифровке, находясь в воздухе - гиблое дело! Поэтому я улыбаюсь мыслям и лечу дальше.
* * *
- Глобус 157, Кишинев-контроль!
Нас вызывает диспетчер. Он обеспокоен:
- Глобус 157, у вас нет разрешения на вход в воздушное пространство Болгарии, София не может разрешить вам вход в зону. Какой ваш пункт назначения?
Иван отвечает:
- Мы летим в Варну на запасной, аэропорт назначения - Кишинев.
- София не разрешает вам вход, Глобус 157. Какое ваше решение?
Вот это новости! Решаю ответить сам:
- Кишинев, Глобус 157. Варна - наш запасной аэродром согласно подтвержденному плану полета. В Кишиневе плохая погода, у нас нет других вариантов. Пожалуйста, скоординируйте наш вход с Болгарией.
- Хорошо, будьте на связи.
Про Бухарест я не стал говорить - мы уже почти долетели до границы с Болгарией, идея разворачиваться и лететь в другую сторону, в Румынию, рискуя еще раз получить "запрет на вход" (а вдруг?), меня совсем не прельщает.
Я еще не попадал в подобную ситуацию за всю свою карьеру, и никогда раньше не уходил на запасной, расположенный не в государстве аэропорта назначения.
Диспетчер снова выходит на связь:
- Глобус 157! София не разрешает вам вход в воздушное пространство Болгарии. Ваше решение?
- У нас нет других вариантов. Если хотите, мы можем объявить аварийную ситуацию, но мы все равно летим в Варну.
Пауза...
- Хорошо, будьте на связи.
Неудавшийся заход в Кишиневе и болтанка уже окончательно стерлись в памяти. В голове мысли лишь о том, что нам не с руки отступать от принятого решения. Мы летим в Варну, точка! И так нагрузка сверх желаемой, а нам еще надо вернуть на землю наших дорогих и уважаемых пассажиров. Поэтому я даже думать не хочу о том, чтобы взвинчивать себя, когда впереди есть аэропорт, куда мы нацелились. Пусть теперь у компании, у диспетчеров и всех остальных прочих голова болит о том, что делать с зеленым самолетиком, упорно прорывающемся к цели.
Мы летим дальше. Граница с Болгарией совсем близко.
- Глобус 157, выполнить левый разворот на 360 градусов.
Хорошо, что не на 180, значит, диспетчер ожидает хорошую новость от братушек. И да, только я приступил к исполнению указания, как диспетчер снова выходит на связь:
- Глобус 157, мы получили разрешение от Софии, берите курс прямо на VOR Варны.
Вторая хорошая новость за сегодня! Разворачиваемся, ложимся на курс.
* * *
Где-то там Хилари Клинтон рыдает на плече у Билла. Дональд Трамп выпивает виски со льдом. Кто-то в панике удаляет свои прежние записи о новом президенте США из твиттеров и фейсбуков...
А мы летим с курсом на Варну.
В Варне ожидается новомодный заход RNAV GNSS. Для нас, летящих на современном В737-800, это не дает никакой существенной разницы со старым заходом VOR/DME, да и для читателя, наверное, тоже. Гораздо интереснее то, что в Варне сильный порывистый ветер, и предстоящий заход обещает стать замечательной вишенкой на торте наших приключений.
И Варна оправдала самые нежеланные из наших ожиданий!
Нам часто приходится прорываться через неспокойную атмосферу, это часть нашей работы. В наших широтах редко когда воздух бывает абсолютно спокойным.
Кстати, есть мнение, что именно в таких умиротворяющих условиях летать... особенно тяжело, так как пилот расслабляется и в итоге тюкает самолет о землю на радость белым воротничкам из отдела расшифровки. Что интересно, оно имеет право на жизнь.
Но иногда ветер совсем уж жесткий, рвет небо неровными кусками, и пилотировать самолет в таких условиях очень непросто. Предполагая это, учитывая крутую глиссаду в Варне, мы заранее договорились несколько расширить рамки стабилизированного захода на посадку, насколько это дозволяют правила компании:
- возможно, что в глиссаде потребуется вертикальная больше, чем 1000 футов в минуту. Если увидим 1300 и более - уход на второй!
- возможно, что из-за болтанки скорость будет гулять и выскакивать за пределы рутинных +10...-5 узлов от расчетной. Если изменения будут скоротечными и не превысят +15...-10 - продолжаем, иначе уходим на второй круг.
Вот так и заходили - скорость плясала, как вырвавшаяся из-под родительской опеки студентка первого курса на дискотеке, только успевай подхватывать...
В таких заходах то самое "чувство самолета .опой" очень важно - по едва заметным движениям самолета (просадке, изменению ускорения) уметь понять, что случится через мгновения - рост скорости или ее падение, и дозировано подстелить соломки - прибрать режим или, наоборот, увеличить. Одновременно с этим, парируя штурвалом возникающие пикирующие и кабрирующие моменты, удерживать самолет на нужном профиле снижения.
Примерно, как вот в этом юморном видео :)
Та самая работа "руками и ногами", ради которой мы все идем в авиацию и получаем адреналин и удовольствие. Погода, аэродромы, диспетчеры и прочее - все это атрибутика. Главное в этом спектакле - как раз тот момент, когда ты, твой второй пилот и самолет остаются наедине со Стихией, не желающей тебя отпускать. И ты должен всегда выйти победителем...
Так как в небе еще никто не оставался!
Мы победили.
* * *
Да, быть может, это была не самая лучшая посадка. Меньше всего я думал о том, как помягче вернуть пассажиров на грешную землю. До самой полосы самолет не по-детски колбасило и корежило, поэтому я подвел его к торцу, сражаясь штурвалом и РУДами с воздушными ямами, лишь немного уменьшил вертикальную скорость снижения, перед самым касанием дал педаль по ветру, выровняв нос по осевой, продолжая парировать крены, и надежно усадил его на бетон, удерживая штурвалом от кренения, а педалью - от желания убежать влево на еще зеленую траву.
Сели все равно достаточно мягко, чтобы не доставлять радости отделу расшифровки, но включившийся в работу автобрейк, установленный на третью позицию заставил-таки носовую сттойку плюхнуться на землю. Да и б-г с ним! Мы катимся, тормозимся, освобождаем ВПП.
Привет, Варна!
* * *
Зарулили на стоянку. Выключились. Теперь, будучи на твердой земле, надо подумать о новых планах на вечер. Н прежде всего надо что-нибудь сообщить пассажирам.
Сообщаю "что-нибудь":
- Дамы и Господа, добро пожаловать в Варну! К сожалению, погода в Кишиневе оказалась совсем неподходящей для посадки, и прогноз пока тоже не радует. В настоящий момент мы не обладаем никакой информацией о том, как долго мы здесь пробудем и когда продолжим полет до Кишинева. Как только информация появится, я обязательно вам сообщу. Я извиняюсь за причиненные неудобства, поверьте, нашему экипажу все это тоже не доставляет никакой радости, поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения!Надеюсь на ваше понимание! Спасибо!
Я всегда открываю дверь в кабину в таких ситуациях, чтобы пассажиры видели, что мы с ними. Делюсь информацией, какой бы она не была - это очень важно для создания правильной атмосферы в салоне. Если молчать, то обязательно найдется "заводила", который поведет за собой всю толпу. Стоит это допустить, успокоить ее будет очень трудно!
Поэтому, управлять ситуацией надо с самого начала. И открытость - лучший способ! Показать, что мы вместе, разговаривать, делиться информацией.
* * *
Несмотря на то, что изначально Болгария проявила неприветливость, не сразу согласившись пускать наш самолетик в свое небо, наземные работники оказали нам исключительное гостеприимство. Очень душевные люди, спасибо вам, братушки!
"Никаких проблем - выгрузить пассажиров, заправить самолет - вы только скажите! Не забудьте только потом бумагу подписать - вы сами или представитель".
Наш представитель был уже в пути и очень быстро приехал на самолет. Мы посовещались и, учитывая безрадостный прогноз Кишинева - обещали туман на всю ночь, и лишь утром наступление хорошей погоды, - принимаем решение высаживать пассажиров, после чего заправить самолет, чтобы не тратить на это время перед вылетом, и самим ехать отдыхать.
Озвучиваю информацию в салон, честно рассказываю о возможной перспективе ночевать до утра.
* * *
Подъехали автобусы, начинается высадка пассажиров. Я решил не изменять своим правилами и стоять у двери пилотской кабины. И, знаете, я еще никогда не видел таких милых пассажиров, как в этом полете!
Никто не сказал нам грубого слова! Наоборот! Пассажиры проходили мимо нас, говорили: "Спасибо большое!", "До встречи!", "А вы не улетите без нас?" Один из пассажиров оказался бывшим пилотом, по-деловому поинтересовался условиями в Кишиневе, одобрил и пошел в автобус.
Закончилась высадка пассажиров, говорю экипажу:
- Надо всегда работать так, чтобы... после двухчасовой задержки с вылетом, после захода в болтанку, после ухода на второй круг, после полета и захода в болтанку, прилетев на запасной и, выходя из лайнера в неизвестность, пассажиры говорили "Спасибо!"
Надо решить, что делать дальше. Дело ясное, что дело темное - погода в Кишиневе, судя по полученному свежему прогнозу, не собирается улучшаться. Значит, придется ждать до утра, надо ехать в гостиницу, и представитель уже организовал номера для всего экипажа.
С пассажирами все на порядок сложнее. Наверняка не у всех есть шенгенская виза. Я попросил представителя связаться с пограничниками - разрешат ли они пересечь границу пассажирам без визы, раз такое дело. Увы, граница навстречу не пошла...
* * *
Тем временем закончилась заправка самолета. Ничто нас больше в самолете не держит, остается лишь решить вопрос с багажом, который весь остался на самолете. Дело в том, что пассажиров разместили в зоне вылета, так как в зоне прибытия просто не оказалось необходимого места. Если вдруг придется выгружать весь багаж, то пассажиров надо будет выводить наружу и везти в зону прибытия, но, опять же, ее не смогут покинуть те, у кого нет шенгена... В общем, та еще логистика, которую можно решить лишь одним способом - не будем снимать весь багаж, даже если пассажирам придется размещаться в гостинице. Прошу представителя ии это объяснить. А если у кого-то возникнет потребность, например, в лекарствах, которые находятся в багаже, в таком случае работники аэропорта будут искать багаж по бирке и индивидуально привозить.
На том и порешали.
* * *
Проводники сидят в салоне бизнес-класса, ждут команды на дальнейшие действия. Подхожу, заранее изобразив самое строгое выражение лица:
- Так, девчонки! Признавайтесь - кто грешил вчера?
Заезженная шутка. Если что-то пошло не по плану, значит, кто-то был грешен. Проводники со стажем лишь улыбаются, а юные девушки тушуются под пристальным взглядом командира.
Ирина говорит:
- Это просто день такой. Мы как только документы получили, сразу обратили внимание на дату - 9/11.
Выкрутились! Дата, понимаете ли, не та!
- Ну ладно, ладно! За отмазку прокатит! Но это не самое главное... Кто-нибудь после рейса едет в город Домодедово на машине?
Надо подумать и о том, как добираться до дома. Сам-то я безлошадный сегодня. Выяснилось, что сразу три девушки живут в Домодедово, и две из них на машинах. Говорю:
- Отлично! Я с вами дружу! Подвезете меня?
- Да не вопрос, - соглашается одна сразу же. - Вы же нас возили-возили сегодня.
Замечательно!..
- Чего-то я не понимаю, почему сибиряки так этот Кишинев любят? Что-то пока ничего хорошего не вижу.
Девчонки смеются:
- Это они обиделись за то, что мы рейс у них забрали, и наколдовали!
Настроение у всех бодрое, это радует - кто знает, какие приключения нас ждут сегодня. То, что мы едем в отель, еще не значит, что мы будем ночевать в нем... Не первый день в авиации!
Пока за нами не приехал автобус, иду прогуляться, осмотреть самолет и просто подышать. Надеваю желтую жилетку, спускаюсь по трапу.
Давненько я не был в Болгарии. Завтра тут собираются устроить праздник в честь 10-летия перехода аэропорта под немецкий Фрапорт. Правда, на ушко мне наземники шепнули, что не больно они этому и рады. Но праздник от этого не отменят.
Спасибо, друг мой NG!
Иду и думаю - блин, вот же засада! Если лететь, то только утром, под хороший прогноз. Так жалко пассажиров - они такие у нас молодцы, а мы не можем часть из них, возможно, большую, разместить в отелях! Вот досада!
И все же, я верю в то, что нормальным парням и девчатам должно было повезти сегодня! Просто не может быть иначе!..
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории