Найти тему
Честна.Я

А на что рассчитывает мать, отдавая двухлетнего ребенка в сад?..

Именно такой вопрос задала мне одна знакомая. Этот вопрос поверг меня в шок, со знакомой я больше не общаюсь. А теперь подробнее о том диалоге.

Сначала я работала на ясельной группе. Это около 20 около-двухлеток. Я общаюсь (теперь уже совсем мало) в одной закрытой группе, где поделилась своим недоумением и ужасом, а также непониманием, что делать и как реагировать на то, что я в этой ясельной группе увидела. Речь шла о жестоком обращении воспитательницы с детьми. Она устала слушать нытье малыша, который ходил за ней по пятам и страдал по маме. Сначала не обращала на него внимания. Потом наругалась, обозвала и толкнула его так, что он упал на пол. Это был первый эпизод, который я видела. После было еще много. Воспитательница работает в этом саду более 20-ти лет, пользуется безграничным авторитетом и любовью родителей.

После того, как я поделилась тем, что увидела там, в своей мамской группе (без подробностей), получила ответ той самой знакомой:

"А чего ожидает мать двухлетки, отдавая двухлетку в сад? Что его будут там на руках носить?"

И к этому вопросу присоединилось еще несколько комментариев подобной направленности. А чего ты хотела, а сама-то как бы поступила, у тебя один, с которым ты не справляешься, а у нее 20, и действительно ли ты хочешь обвинить ее в психологическом насилии. Такие же мамы, как я, написали мне о том, что моя хваленая демократия и постулаты теории привязанности в условиях детских садов не работают. И снова этот вопрос, так любимый мною - А ЧЕГО ТЫ ХОТЕЛА?!

Черт возьми, чего ж хотят родители, отдавая двухлеток в сад?? Неужели такие же мамы, как я, не знают, что двухлеток не отдают в сады от хорошей жизни?! И неужели нужно таким же мамам, как я, объяснять, что мы, как минимум, хотели и ожидали, что наших маленьких детей не будут в саду обзывать и бить?! Хотя бы потому, что это прямое превышение полномочий и просто адище. То есть что, это опять мать виновата в том, что в саду к ее ребенку применяют насилие те, кто должны о нем заботиться, так, что ли??

Отдавая своего Игната в сад, я не ожидала, что его будут на руках носить (хотя Яна носит). Я ожидала, что будет ответственный за него взрослый, который сможет установить с ним ту самую связь, которая так нужна малышам. У Яны получилось.

Но вчера случилась странная вещь. И я до сих пор не в себе. Сначала приключилась моя собственная утренняя история, когда Игнат проснулся в пятом часу, а потом ходил за мной и рыдал, а я на него злилась. Потом мы пришли в садик. Яна была на другой группе, Игнатик был со второй воспитательницей. Они вышли на прогулку. Гуляли три группы на одной площадке. И чья-то мама. И наша Яна. Четыре взрослых человека. И в какой-то момент Игната перекрыло. Устал, захотел спать, захотел к маме, расстроился, что брат ушел с площадки на занятие. И около 15-20 минут он ходил за всеми этими взрослыми, пытаясь хоть где-то найти сочувствия, и плакал плакал плакал. Громко и горько плакал. Они на него не смотрели. Просто даже не смотрели. Никто из четырех. Они бросили моего ребенка. Так же, как я бросила его утром. Я смотрела на это, плакала и ничего не могла сделать. От отчаяния он взял за ручку другого малыша и ходил бродил с ним, то успокаиваясь, то снова начиная плакать. В какой-то момент Яна, сидевшая на скамейке вся в детях, просто сказала ему, когда он подошел в слезах, а ты иди успокаивайся, не ходи ко мне. Мне больно это писать. Почему педагог не знает, что двухлетние дети не умеют самостоятельно успокаиваться?..

В тихий час я подошла к нашей новой воспитательнице. Она сказала, что это Яна скомандовала всем не обращать внимания и не брать его, не жалеть. Я не понимаю, что произошло с Яной. Она никогда так не бросает его, так надолго и так вот совсем без всякого внимания. Я сказала Ирине (новая воспитательница), что это очень странно. Что обычно она берет его за руку. Или присаживается к нему и гладит его по голове. Или садится с ним на лавку и берет на колени. Что ему не нужно много. Что ему нужно было 5 минут тепла.

Может это просто трудный день сказался. Трудное утро. Собственное чувство вины. Может Яну перемкнуло, потому что она была на группе со старшими детьми, и переключилась эмоционально на более строгую волну. Может она переборщила, понимая, что Ирина может дать слабину, и тогда он с нее не слезет, а это чревато.

Но я смотрела, плакала и все спрашивала себя: "а чего ты ожидала, а чего ты хотела? Это муниципальный сад, это воспитатели, которые работают целыми днями за гроши, это большое количество детей. Он слишком маленький, и ему слишком тяжело, чего ты хотела?!"

Сегодня нужно поговорить с Яной. Я пока не очень понимаю, как это будет. Но мне очень больно.