На праздничном концерте, посвященном 70-летию заслуженной артистки России, доцента Нижегородской консерватории Татьяны Александровны Хохловой, было светло от улыбок и радостных эмоций. Поздравить любимого педагога приехали ее талантливые ученики из разных городов и музыкальных театров. К многочисленным добрым пожеланиям, прозвучавшим в тот вечер, присоединяется наша газета. О судьбе талантливой певицы, обаятельной женщины, которая для многих известных вокалистов в профессии стала второй мамой, наш рассказ.
Будущая оперная солистка и режиссер, а раньше просто Таня, родилась в семье совсем не поющих, но любящих музыку людей: мама – инженер, папа – юрист. С юных лет она ходила в музыкальный кружок, где рано научилась играть на фортепьяно, хорошо читала ноты с листа, сама себе аккомпанировала. «Там было не так строго, как в музыкальной школе, и я сама по нотным сборникам исполняла что хотела, все подряд. Моя бабушка следила за тем, чтобы я час в день занималась на фортепьяно».
Творческий путь
А что именно Таня играла, в это бабушка не вникала». В доме было много пластинок, а по радио часто звучала классическая музыка, поэтому оперы Татьяна Александровна знала с детства. Звонкий голос рано сформировался, и уже в первом классе Таня запела взрослые арии и романсы. Как имитатор могла повторить любой голос и тембр.
Еще учась в школе № 11, Татьяна была известной личностью – пела на всех праздниках и, окрыленная высокой оценкой профессионалов ее способностей, в десятом классе решила поступить на подготовительные курсы консерватории. Но ее не взяли, потому что раньше на вокальное отделение принимали только с 18 лет. И тогда она начала готовиться к поступлению, но не в музыкальный, а в обычный вуз, усиленно занимаясь математикой. Однако судьба распорядилась иначе: в 1964 году Н. С. Хрущевым было отменено 11-летнее обучение, и потому конкурс среди выпускников был вдвое больше. На этот раз ее приняли на заветные консерваторские курсы, где она проучилась два года, что равноценно учебе в музыкальном училище.
С оркестром филармонии, которым тогда дирижировал еще молодой дирижер Александр Скульский, в программе, посвященной творчеству Рихарда Штрауса, в ту пору в нашей стране малоизвестного, в 19 лет ее пригласили спеть главную партию маршальши в вокальных номерах из оперы «Кавалер розы». Сегодня это звучит невероятно, но ее заметили, и в 1968 году студентку-первокурсницу взяли в специально созданную для нее стажерскую группу Горьковского театра оперы и балета. А после окончания консерватории в 1973 году она уже официально стала солисткой театра. За тридцать лет работы в оперном театре были спеты практически все вокальные партии, подходящие для ее голоса (лирико-колоратурное сопрано). И в личной жизни она успела стать мамой двух замечательных детей.
С особой теплотой Татьяна Александровна вспоминает о главном дирижере театра Владимире Васильевиче Бойкове: «Это был удивительный профессиональный опыт – насколько он въедливо работал над партиями. Сейчас идет смена поколений, и дирижеры даже не знают, какая раньше велась работа с солистами. Сегодня, к сожалению, все отдается на откуп концертмейстерам».
И хоть в 55 лет Татьяна Александровна вышла на пенсию, прежде она уже несколько лет сотрудничала с музыкальным училищем и продолжила работать там. «Случайно» в 1996 году оказалась в Нижегородской консерватории, где как режиссер поставила восемь оперных спектаклей в оперном классе и с 2002 года начала преподавать на кафедре сольного пения. А последние десять лет готовит еще и будущих актеров музыкального театра.
Порхающее настроение
На праздничном концерте эмоции переполняли юбиляра не меньше, чем самих выступающих.
– Татьяна Александровна, что для вас является источником творческого долголетия?
– Не знаю. У меня до сих пор ощущение из детства, что я летаю – такое состояние души и свойство характера. Конечно же, я очень люблю свое дело и считаю, что моя профессиональная жизнь сложилась удачно.
– Где черпаете силы и вдохновение?
– Не только я отдаю себя ученикам, но и они мне обратно «вливают» молодую энергию, которая меня подпитывает. Но я не «эмоциональный вампир», а «донор».
– По какому принципу отбираете себе учеников?
– Никак не выбираю. Беру то, что дают. Правда, порой мне везло. Люди сами писали заявление, чтобы прийти учиться ко мне, – практически все из них «платные» абитуриенты, то есть более осознанно поступившие в консерваторию. А еще это означает, что они не прошли на бюджетные места и не были изначально самыми лучшими. Но потом вырастали в мастеров, что, не скрою, меня очень радует.
– Наверное, со студентом, ранее наученным кем-то, труднее?
– Переучивать всегда сложнее, чем учить с нуля. Я хорошо знаю, что, когда человек поет плохо, не всегда в учителе дело. По разным причинам ко мне приходят «переводные» ученики – такое происходит, когда желаемое не получается и человек начинает метаться. Особенно много их было в начале моей работы педагогом. И от меня переходили. Конечно, бывают моменты, когда что-то не совпадает, – от этого больно и такое сложно забыть. Я сначала сильно переживала и даже болела из-за расставаний – это ведь друг уходит. Но потом, после зрелых размышлений, понимала, что все происходит к лучшему: им необходимо заниматься своей судьбой. В жизни важна профессия, и ею нужно овладевать. Если этого не получается с одним преподавателем, какие бы он чувства ты ни испытывал, надо уходить. Я это понимаю умом, но не всегда могу совладать с сердцем. Я их всех люблю.
– Недавно вы уезжали на год работать в Китай. С какими впечатлениями вернулись?
– Мне там очень понравилось – все уважительно относятся к пожилым людям и вообще хорошо воспитывают детей, причем это идет на государственном уровне. Но везде не без трудностей – были и свои минусы: погода, языковой барьер, и не только. Хотя я ведь показываю приемы, как петь, – нам язык почти не нужен.
– Там ведь любят оперное пение?
– Любят. Мальчики замечательные, а девочки послабее. В Китае есть хорошие певцы. Но их не так много в процентном соотношении к миллиардам населения. А нас, русских, гораздо меньше, и сколько прекрасных голосов! Богато мы живем, но не ценим этого.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото автора