Нелегкая, но героическая судьба первой женщины-капитана дальнего плавания.
Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на небольшой станции под Владивостоком. Детство, как и у многих детей в то время, было непростым: семья переезжала с места на место в поиске лучшей жизни, приходилось много работать, а иногда и голодать. Это и закалило характер будущего капитана. В 16 лет, окончательно "заболев" морем, Анна Ивановна поступает на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Помимо учебы, Анна Щетинина начинает осваивать мореходное дело на практике. Так начинается ее тяжелая, но успешная карьера. Пройдя путь от матроса до помощника капитана, в 1935 году она получает звание капитана а заодно и первое судно. Да не просто судно, а задание Всесоюзного масштаба и важности: перегнать пароход "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку. Это событие стало поистине мировой сенсацией, тогда о ней написали практически все иностранные газеты. С этим ответственным заданием новоиспеченный капитан справилась на "ура". Однако, в течение жизни ее ожидали куда более трудные испытания.
В 1936 году пароход "Чавыча" оказался заблокированным льдами в Охотском море на 11 суток. Запасы продовольствия и пресной воды были скудными, поэтому весь экипаж и пассажиры были заняты сбором снега со льдин, а капитан все 11 дней не покидала мостика, выжидая удобный момент для освобождения из ледовой западни. И это ей удалось.
Через 2 года ее назначают начальником рыбного порта г. Владивосток. Еще не существующего порта, который ей предстояло построить и запустить. Трудолюбие и организаторские качества не подвели Анну Ивановну, и уже через полгода порт начал функционировать.
Когда началась война, Анна Ивановна участвовала в эвакуации населения из Таллина и в снабжении Прибалтийской армии. Затем доставляла продовольствие в Россию из США И Канады. Участвовала в переброске 264-й стрелковой дивизии на Южный Сахалин
В 1943 году, за 500 миль от бухты Акутан (Аляска), на пароходе "Жан Жорес" лопнула палуба. Командовала судном Анна Щетинина. Оценив ситуацию и поняв, что помощи в ближайшее время ждать неоткуда, капитан принимает рискованное решение: локализовать трещину на палубе и продолжить путь. Через 3 суток добравшись до Акутана, после небольшого ремонта, командир судна снова принимает решение идти дальше до Петрозаводска, потому что на судне очень ценный для военных лет груз - мука. Впоследствии она вспоминала, что происшествие на "Жан Жоресе" было одним из самых страшных моментов в ее жизни.
Но не только море испытывало характер капитана Щетининой. По долгу службы ей приходилось участвовать на официальных приемах в США и Канаде. Однажды, будучи на одном из таких приемов в Канаде, она забыла имя собеседника и попросила его представиться заново. Это считалось грубым нарушением этикета, за что представитель советского посольства впоследствии строго ее отчитал. Это событие настолько сильно расстроило Анну Ивановну что довело до слез, наверное впервые за всю ее карьеру, но она, проявив волю и характер, сумела извлечь из этой ситуации пользу. Она стала тренировать память на имена и лица, что помогло ей впоследствии не попадать больше в такие ситуации и выработать феноменальную память.
Ее очень уважали за рубежом. Даже знаменитый австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил свое вековое правило "не приглашать в клуб женщин" ради нашей соотечественницы, и даже предоставили слово на своем форуме.
Щетинина удостоена многих наград и орденов. Однако, ей долго не давали звание Герой Социалистического труда, хотя две другие женщины-капитана, пришедшие на пост позднее, уже удостоились этого звания. Причиной этому стало негативное отношение одного из должностных лиц, принимавшего решение. Он заявил: "Что вы выставляете своего капитана! Вы бы еще первую женщину-вагоновожатую предложили!". Только спустя несколько лет дело Щетининой попало к Л. И. Брежневу и он утвердил ее кандидатуру.
Что касается семейной жизни, о ней Анна Ивановна не любила распространяться. В 1928 году она вышла замуж за радиста Николая Качимова. В 1938 году его арестовали, но спустя год реабилитировали, в 1941 г. он ушел на фронт. Умер в 1950 году. Анна Ивановна пережила своего мужа на 49 лет, посвятив всю свою жизнь морскому делу. Детей у них не было. Возможно потому, что совместить такую тяжелую профессию и материнство практически невозможно.
Помимо морского дела, Анна Щетинина вела активную общественную жизнь. Она - член Союза писателей России, в 1968 году вышла ее автобиографическая книга "На морях и за морями". В последние годы она преподавала в Ленинградском высшем инженерно морском училище, потом стала доцентом в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке. Она является Почетным гражданином Владивостока, Почетным членом географического общества СССР. Скончалась Анна Ивановна 1999 году.
Казалось бы, что может быть более "не женской" профессией, чем профессия капитана дальнего плавания?! И это связано не только с суевериями моряков относительно женщин на корабле, но и с непосильными условиями труда. Однако, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания Анна Щетинина в полной мере доказала, что женщины могут справиться с таким нелегким делом, и достигла таких успехов, которых и не всякий мужчина сможет достичь.