Библейская тематика всегда имела особое значение в живописи. Практически любой художник так или иначе касался этой темы. Во-первых, здесь заключена кладезь историй и сюжетов на любой вкус. Во-вторых, именно церковь была частым инициатором таких заказов. В Средневековье, особенно позднее, церковь и религия имели огромную власть и влияние в Европе. Даже короли не имели права игнорировать все её прихоти и законы. Вследствие чего казна «служителей Бога» значительно расширялась.
Именно в это время начинается возведение как монументальных, поражающих человеческий взгляд до сих пор, соборов и церквей, так и совсем небольших часовен. Внутреннее оформление таких важных и грандиозных сооружений требует большого мастерства и опыта. Церковь могла себе это позволить и нанимала самых лучших и известных художников для своих целей. Естественно, основной темой являлось священное писание, и чаще всего именно жизнь, смерть и воскрешение Иисуса Христа.
Смена курса.
Образ Христа менялся и продолжает меняться на протяжении всей истории. Первые мастера Средневековья были очень ограничены в регламенте и ресурсах, поэтому фрески и полотна больше напоминали иконографию. Подчеркнуть святость и отличие от простого человека было практически каноном в этот период. Радость рождения Христа и агония его мученической смерти — основные мотивы творчества на многие века. Но с приходом к власти протестантов цель и стиль изображения Спасителя стали меняться. На первый план выходил его человеческий облик и сущность. Внешняя красота тела и лица, стали отличительными знаками эпохи Возрождения.
Мы можем это увидеть в работах Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо. Скульптура и фрески также не остались в стороне благодаря искусству Микеланджело. Эта эпоха перевернула представление человечества о живописи и её законах. Появилась линейная перспектива. Картины всё больше уходили в реализм и достоверность благодаря более подробным сведениям об анатомии, физике, геометрии.
Личный опыт.
Если позволите, я оставлю в стороне исторические аспекты этой темы и перейду к личным. Моё более острое и подробное знакомство с этой темой произошло благодаря театру. Репертуар мировых пьес так или иначе связан с религией. К этой теме обращалось множество замечательных драматургов и прозаиков. Поскольку я профессиональный актёр, однажды мне выпала огромное честь, участвовать в постановке бессмертного романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мне досталась роль Иешуа Га-Ноцри. Я думаю, что все прекрасно знают историю Иешуа и Понтия Пилата.
Конечно, этот персонаж романа (как он написан у Булгакова) существенно отличается от образа Христа, но всё же не понимать и не искать прямых аналогий и связей\ невозможно.
Безусловно, «играть» Христа нельзя, да и невозможно, но прикоснуться к человеку по имени Иешуа и постараться прожить его историю вполне реально. Именно в этот момент мне очень помогли работы мастеров эпохи Возрождения. Если позволите, я расскажу про те, которые произвели на меня наиболее яркое впечатление.
Караваджо был всегда для меня неоднозначной и яркой фигурой. Его работа «Бичевание Христа» располагается в Неаполе, в музее Каподимонте. На картине изображён Иисус, которого нещадно избивают римские солдаты. Такому наказанию его подверг Понтий Пилат, кстати, без вынесения приговора. Из Евангелия неизвестно, сколько было нанесено ударов, но исследователи Туринской плащаницы склоняются к цифре 98.
Прежде всего эта работа поражает самим образом Христа. Насколько он спокоен и уверен в себе. Его фигура буквально излучает божественный свет, который к сожалению не в силах бороться с тьмой вокруг. Именно преобладание тёмных тонов с небольшим вкраплением светлых пятен удивило современников. Такая новаторская манера характерна именно для работ Караваджо.
Мурашки пробирают до костей, когда видишь «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна младшего. Никто до него не изображал Спасителя в таком виде. Она полностью опровергает и переворачивает наше представление о живописи Ренессанса. Неудивительно, что Гольбейн писал мертвое тело Христа с утопленника.
На картине изображён человек, погибший мучительной и страшной смертью. Кровоподтёки, ссадины, скрюченные руки и мертвенно-бледное лицо. Тот факт, что Христос здесь изображён без апостолов, матери и Марии Магдалины, приводит в недоумение. Он один в своих страданиях и судьбе. Даже Достоевский писал об этой работе в своём романе «Идиот». Князь Мышкин увидев эту картину в доме Рогожина, говорит что от неё у иного может и вера пропасть. Как точно сказано!
Скульптура Микеланджело «Пьета», где основная смысловая нагрузка идёт на настроение и молодость матери Марии.
Работа Рембрандта «Снятие с креста» и превосходные портреты Эль Греко — всё это дало мне огромный толчок в работе и наполнило меня впечатлениями на долгие годы.