Начало истории про Маргерит Дюрас здесь.
Если в истории с мужем в повести «Боль» Маргерит Дюрас рассказала о своих переживаниях после ареста мужа, то в «Месье Х, именуемом здесь Пьер Рабье» речь идет о впечатлениях от ее знакомства с коллаборационистом Дельвалем, который и арестовал и допрашивал ее мужа.
Суть истории такова.
Маргерит Дюрас и ее муж Робер Антельм участвовали во французском Сопротивлении вместе Франсуа Миттераном, и в 1944 году Робера арестовало гестапо, так он прошел несколько лагерей и оказался в Дахау. Маргерит пыталась узнать его судьбу и познакомилась с Дельвалем, который сотрудничал с гестапо и арестовывал участников Сопротивления.
Дюрас говорит, что Миттеран был инициатором их встреч, Миттеран утверждает, что она сама предложила. Она встречалась с ним в ресторане и пыталась узнать что-либо о муже. Она вела опасную игру с огнем, как утверждают свидетели тех событий, Дерваль был влюблен в Дюрас, и возможно, что у них была связь.
В те годы Дюрас была жестокой и непримиримой, о чем рассказывали участники тех событий. Она хотела участвовать в допросах арестованных и грубо отнеслась к Полетт Дельваль, которую привезли на допрос.
Один из участников так описывает действия организации: «Каждый в то время имел своих пленных, — говорит Эдгар Морен. — Дельваль был наш пленник. Он сидел в нашей тюрьме. Мы с Дионисом должны были время от времени заходить туда за информацией. Нам это не нравилось. Мы видели там закованных, сильно избитых людей с окровавленными физиономиями. К тому же среди заключенных было много североафриканцев. Нас уверяли, будто это неофашисты. Но никаких доказательств не было. Нас воротило от всего этого...». По сути, их организация не имела права арестовывать и опрашивать людей без суда и следствия.
Через 2 недели они все же передали Дельваля судебной полиции, где он признавался в связах с немецкой полиции, в то же время за от 300 000-400 000 франков он занимался освобождением евреев. Судили его вместе с отъявленными гестаповцами.
Тем временем Дюрас ошеломительно выступила на суде присяжных. Позже она пыталась изменить свои показания, говорила, что Дельваль пытался помочь ее мужу, не взяв денег, но было уже поздно. Под влиянием именно ее показаний, Дельвалю вынесли смертный приговор.
В это же время Дионис Масколо встречался с женой Дельваля, обещая ей помочь в деле с мужем.
Франсуа Миттеран в 1995 году сомневался, что Дельваль был такой уж внушительной фигурой в гестапо, также считал и его адвокат – казни не ожидал никто. Дельваль был экспертом по искусству, он был знаком с немцами, может быть, немного сотрудничал, болтал и хвастал, но уж точно не был тем чудовищем, которым его описала Дюрас. Адвокат позже говорил Миттерану, что произошла судебная ошибка, а его подзащитный был обвинен по вине сумасшедшей, которая постоянно меняла свои показания. Дюрас же говорила, что стремилась донести правду, рассказать и хорошей стороне Дельваля.
И это история о довольно запутанных любовных отношениях между Дюрас, Дервалем, Масколо и Полетт Дерваль, закончилась тем, что Полетт Дерваль в результате родила ребенка от Масколо. Масколо женился на Дюрас, у них тоже был сын, режиссер Жан Масколо, но она не знала о похождениях своего любовника. Ох, уж эти французы.