«Шляпа» (Мосфильм, 1981). Режиссёр Леонид Квинихидзе. Композиторы Геннадий Подэльский, Олег Куценко.
Привязка к джазу в фильме довольно условна: по сюжету главный герой, которого играет Олег Янковский — джазовый трубач. При этом в фонограмме и действии фильма широко представлена модная в те годы рок-группа «Автограф», ставшая популярной на волне успеха на фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси (1980) и выхода на «Мелодии» пластинки с тремя треками.
«Автограф» попал в фильм случайно: должен был сниматься популярный ВИА «Весёлые ребята», но у них произошла какая-то история с лишением гастрольного удостоверения, и режиссёр Леонид Квинихидзе («Небесные ласточки», «31 июня», впоследствии «Мэри Поппинс, до свидания») ухватился за возможность снять молодёжную рок-группу и гарантированно привлечь к фильму молодую аудиторию. В первых кадрах волосатые рокеры, только что выбравшиеся из подполья благодаря выходу пластинки на «Мелодии», изображают самодеятельный ВИА, который репетирует в бомбоубежище — несколько более «попсовый», чем реальная группа. По фильму у них есть не только вокалист (голос штатного вокалиста «Автографа» Сергея Брутяна, лицо молодого болгарского актёра Валентина Ганева), но и — как полагается чинной советской самодеятельности — вокалистка, которой в реальном «Автографе» никогда не было. За кадром вместо молодой актрисы Тамары Акуловой, которая увлечённо имитировала пение, уверенным джазовым голосом спела Ирина Отиева, в те времена известная на джазовой сцене по работе в оркестре Олега Лундстрема.
По сюжету, опытный музыкант Дмитрий Денисов (персонаж Янковского) занимается художественным руководством в самодеятельности. При этом его руководство молодыми музыкантами сводится преимущественно к тому, что он велит им научиться играть блюз (звучит автографовский «Блюз Каприз») и что вместо до мажор нужно играть «фа септаккорд».
ВИДЕО: «Автограф» играет «Блюз Каприз», голос Ирины Отиевой вторгается в рок-песню, персонаж Янковского делает вид, что играет приджазованное соло на пианино (на самом деле играет, конечно же, клавишник «Автографа» Леонид Макаревич, который в кадре мрачно стоит на заднем плане).
Затем место действия сменяется, Денисов уезжает подменять сломавшего ногу музыканта в Сочи, но музыку, которую он играет в огромных залах курортного города под аккомпанемент оркестра Ленинградского мюзик-холла (в кадре мелькает его музыкальный руководитель — джазмен Олег Куценко, написавший часть музыки к фильму) тоже невозможно назвать джазом. Янковский с трубой смотрится временами достаточно убедительно (хотя и шевелит пальцами на клапанах не всегда в такт мелодии), но звучит-то при этом главным образом махрово-пошлая «советская эстрада».
ВИДЕО: Денисов приехал подменять солиста на южных гастролях
Впрочем, это часть психологического конфликта фильма, поставленного по мотивам повести Виктории Токаревой «Ехал Грека...». Денисов — персонаж Янковского — всю жизнь пытается жить по собственным законам, например — ему хочется играть джаз... но жизнь всё время поворачивает ход событий каким-то неожиданным, разочаровывающим образом, так что герою в новых обстоятельствах как-то и места в жизни не находится. «Шляпа» тут — не только физический объект, который почти не покидает голову персонажа: не будем забывать, что этим словом по-русски иногда называют недотёп, неприспособленных к жизни людей. Персонаж Янковского, как может показаться, действительно что-то «прошляпил» в жизни. Получилась достаточно типичная для «периода застоя» попытка проанализировать социальную апатию и ощущение бесцельности существования при невозможности прямо назвать главные общественные причины этих процессов — но спасибо персонажу Янковского, который цепко держится за любовь к потерявшей массовую популярность музыке. Спасибо хотя бы за его упрямое «джаз ещё вернётся!»...
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!