В 1991 году из хардкор-рэпа вышел музыкальный жанр — хорроркор. Это фильмы ужасов в формате аудио. В этом жанре музыканты передают боль и страхи человеческой души. Немногие способны и готовы воспринять такую музыку, а тем более понять и полюбить. В этом отношении эта музыка тяжелее для восприятия, чем техничный дэт метал. Я хочу разобраться, как современная музыка с ненавистью в текстах влияет на становление человека.
Знакомство с хорроркором
Последние дни я слушал дискографию луганской хорроркор исполнительницы MC Val. Эту девушку зовут Лера. Война на Донбассе сделала с её лирикой невообразимое. Это самый агрессивный рэп, который я слышал. Её музыка наполнена подобными строчками:
«Возьму себе птицу на память о прошлом
Она ела ваши трупы, а значит хорошая». ©️ В моём городе
По форме MC Val делает рэп, но с подачей и содержанием лютого хардкора. Сколько переслушал хардкор-панка и различного злого дэткора, но подобный накал ненависти и нетерпимости слышу впервые. Я воспринимаю её альбом «Смута», как памятник всей ненависти, которая рождена за годы войны. Цветы класть никто не заставляет, но пройдёте вы мимо него, отплёвываясь ещё не раз.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, — как-то дико произнёс он и отошёл к окну. ©️ «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
Но война лишь один из инициаторов для рождения ненависти. В предыдущем альбоме The Madness of Monsters текста ещё жёстче и страшней. Зла в мире предостаточно и без войны. Червь в душе иногда страшней массового расстрела. Ведь начинается всё именно с него.
И вот, после прослушивания третьего альбома «Кариес Мозга» и энного количества раз двух предыдущих, никакого шока и стыда её слова уже не вызывают. Мне даже нравится. В какой-то момент стало интересно наблюдать за её развитием, как от альбома к альбому градус ненависти растёт. Ведь деградация тоже развитие, но со знаком «минус». Страшно к чему это может привести.
Музыка MC Val натолкнула меня к размышлению о том, как развращает нас современная культура, и как мы легко поддаёмся её влиянию, добровольно кидаясь в объятия к злу.
Первый диалог с ненавистью
В первый раз я почувствовал ненависть в музыке и то как она меня развращает, когда послушал ранние альбомы рэп-группы «Кровосток». А в последний раз те же чувства у меня вызвал рэпер «эхопрокуренныхподъездов». Самые мерзкие треки я так и оставил за гранью своего сознания. Помню только что сказал: «Ого, чувак, ты так можешь далеко зайти. Надо играть осторожней». Ведь словами мы программируем свою жизнь. Засевшая в голове строчка может легко обратиться в действие, а если она наделена негативом, то в травму. Но вернёмся к «Кровостоку».
Услышал я «Кровосток» в 2010 году. На тот момент мне было 18 лет. Я уже был достаточно наслушанным парнишей, хоть и психика моя шаталась из края в край. Так вот, после прослушивания их альбома я был в шоке. Хотелось просто поскорее забыть это имя. Мне просто было противно это слушать.
«Кровосток» в отличие от МС Вэл читают стёбный рэп на тему криминального мира. По сути, они романтизируют «красивую жизнь» уголовников, как шансон в России, но делают это откровенно, задевая табуированные темы. МС Вэл же читает в целом о зле, приправляя эти рассуждения обильным количеством ненависти, что у меня, конечно, не вызывает никакого уважения. Ведь кто сможет воспринять ненависть и культивировать её в добро? Смогут те, кто играют со смыслом и умеют интерпретировать слова, а не принимать их за чистую монету, даже когда говорят их вот так прямо и откровенно. На ум приходит цитата из «Маленького принца» Экзюпери:
«Может, лучше не уничтожать зло, а растить добро?»
Через некоторое время я снова наткнулся на «Кровосток» в ленте новостей, потому они были популярны, а я приобщался к хип-хоп культуре. Послушав опять один-другой альбом, я остался в восторге. Я понимал, что это плохая музыка с текстами, которые не то что с другими обсудить, а даже показать стыдно. Показать другим людям текст песни или зачитать маме — хороший маркер. Если не можешь этим поделиться с близкими людьми, значит, что-то с этой музыкой не так. Но я продолжил слушать «плохую музыку» и привык к этой мерзости. Она мне даже нравилась. Я пустил это зло через музыку в себя. Добровольно.
Как общественное мнение влияет на популяризацию музыки
Эффект сопричастия к ненависти в популярной музыке создаёт общественное мнение. Музыка может быть некачественной и не особо интересной, но модной. Потому что каждый подросток хочет быть в теме, со всеми остальными крутыми чуваками. Все эти шмотки и мода на агрессивную музыку приводят общество к деградации. На эту тему я написал заметку, когда попал в хип-хоп тусовку:
«Приобщение к социальным сообществам заставляет отказаться от нашей индивидуальности и моральных ориентиров. Мы согласны стать хуже, если это одобрят участники сообщества. Согласны изменить наши предпочтения или приобщиться к любым модным веяниям внутри группы. Если не осознать это вовремя и не размышлять об этом — это станет неосознанным убийством своего Я».
Есть ли предел разврата в музыке
Музыка — это и есть мы. Музыка — наше отражение. Есть ли предел развития этого инструмента, как медиума разврата? Например, для меня нет такой музыки, которую я бы не мог слушать. Я во всём найду что-то интересное, пусть и немного. В доказательство скажу, что я пережил (другого слова не подберёшь) волну русского абстрактного хип-хопа конца нулевых. Кто знает какая жесть там творилась, тот меня поймёт. Лейтмотивом всех рэперов той эпохи было «срать в уши», и у них это здорово получалось. Чтобы вы поняли, приведу только одну цитату из трека «Жаль» коллектива «Труппа Трупов»: «Тех, кто идёт позади за нами позади, жаль. Искренне жаль». И всё равно идут. Модно же! Как говорил мем из нулевых: «Бл*дство, разврат и наркотики!». Но это тоже был, как и в случае с «Кровостоком», тотальный стёб в духе постмодернизма.
Влияние дегенеративной музыки на детей
Всё бы ничего, посмеялись и хватит, ведь каждый человек сам волен выбирать, каким нектаром питаться. Но тенденция идёт к тому, что всё больше детей приобщаются к музыке с категорией +21. Да мне и самому страшно, если под влиянием моды не замечу, как мой плейлист заполнят новомодные рэперы, типа Фэйса, которые пропагандируют агрессию.
В сообществе MC Val, где стоит отметка +21 не так много людей ниже этого возраста — 750 человек из 6 тысяч. У «эхопрокуренныхподъездов», который сам говорит, что его слушают в основном школьники, в группе 5 000 несовершеннолетних из тридцатитысячный аудитории. Если брать в учёт ныне модный трэп рэп, который в основном школьники слушают, то там тоже хорошего мало. Один из самых популярных рэперов среди школьников Face выделяется на этом фоне, за счёт откровенно мизантропических текстов. У него в паблике 600 тысяч участников и 400 тысяч из них школьники.
Вывод: нет, всё не идёт к тому. Современную музыку уже поглотила ненависть.
Интерпретация, как панацея поколения Z
Знаете, в новой волне рэпа голос часто используют не для передачи текстовой информации, а как музыкальный инструмент. Просто нужно читать что-то поверх бита, потому что иначе будет скучно. И отличным выходом было бы прибегнуть к английскому языку, чтобы не захламлять голову лишним текстом. Но, видимо, дети плохо учат в школе английский, поэтому всё чаще начинают просто орать в микрофон, передавая криком экспрессию и негативную энергию.
Мрачный звук можно интерпретировать как угодно, он глубокий в содержании, поэтому такие «злые» стили музыки как блэк-метал или витчхаус — дело игры и стиля. А вот интерпретировать прямое высказанные слова, как у MC Val или Фэйса, да и в другом депрессивном хип-хопе, очень непросто, даже если высказывание ироничное. Эти артисты делают упор именно на передачу текста, а не на музыку. Музыка в хип-хопе довольно простая и неинтересная.
Самоуверенный текст приводит к отказу от диалога со слушателем, и может очень глубоко задеть несформировавшуюся психику. А с ростом инфантилизма, такая бывает даже в 21 год.
Ищите и находите смысл даже в музыке, которая развращает и рождает ненависть. Когда понимаешь силу её влияния, единственный выход — интерпретировать её. Любое творчество оправдано, стоит только наделить его смыслом самостоятельно, даже если там нет и половины того, чего хочешь в нём видеть, а только намёки.
Популярная музыка, с ненавистью в текстах льётся с информационным потоком к нам отовсюду. Она въедается в подсознание, и вытащить эту ядовитую занозу бывает очень непросто. У зла много масок и оно бывает очень привлекательным. Но не оставляйте ненависть в себе. Я всегда стараюсь понять музыку, которая меня задевает и интерпретировать её до тех пор, пока не увижу свет, чтобы показать его другим. Другого выхода я пока не вижу.
Евгений Борисихин,
для radiopotok.ru