Будущее телекоммуникаций — программно-конфигурируемые сети и открытое ПО. Открытая сетевая операционная система (ONOS) — это первая операционная система операторского класса, объединяющая обе технологии. ONOS является детищем ON.Lab, и ее исполнительный директор Гуру Парулкар (Guru Parulkar) недавно обсудил с Communicate саму платформу, состояние SDN в отрасли, а также меняющуюся роль телекоммуникаций.
Это больше не предмет чисто академических исследований
Communicate: Расскажите нам о том, как возникли ON.Lab и ONOS.
Гуру Парулкар: Сама идея SDN изначально родилась в университетах Стенфорда и Беркли. Мы сделали целый ряд вещей для SDN, включая разработку SDN-контроллеров и коммутаторов на базе OpenFlow. Три года назад мы увидели, что SDN набирает обороты, а отрасль начинает воспринимать SDN всерьез. В этот момент мы осознали, что отрасли потребуются открытые SDN-платформы, на базе которых можно будет создавать реальные продукты и решения. Для ускорения развития SDN мы организовали Open Networking Lab (ON.Lab), независимую некоммерческую организацию, в задачу которой входит создание открытых SDN-платформ и инструментов, которые могут использоваться в отрасли.
Что касается ONOS, то в определенном смысле это наша первая открытая SDN-платформа. Это открытая сетевая операционная система, которая главным образом предназначена для сетей поставщиков услуг. Это означает, что при разработке ONOS учитывались такие характеристики, как масштабируемость, высокая производительность, высокий уровень готовности и определенная степень абстрактности решений, поэтому специалисты по развитию сети могут легко создавать приложения и услуги на базе ONOS.
Когда мы создавали ON.Lab, SDN уже начала появляться в центрах обработки данных. Поэтому мы решили сконцентрировать свои усилия на сетях поставщиков услуг как следующем рубеже для SDN. Мы поняли, что если не создадим открытые платформы и не продемонстрируем их в деле, то со стороны поставщиков услуг не будет быстрого разворота к SDN. Так началась история ON.Lab и ONOS.
ONOS: Командные усилия
Communicate: Кто оказывает основную поддержку ONOS?
Парулкар: Основную поддержку оказывает ряд ведущих поставщиков услуг, включая AT&T, NTT Communication и SK Telecom. О своем участии также объявила компания China Unicom. Помимо них, партнерскую поддержку ONOS также оказывает ряд производителей, в том числе Huawei и такие компании, как Ciena, Cisco, Ericsson, Fujitsu, Intel и NEC.
Мы очень рады тому, что все эти партнеры работают с нами и поддерживают ONOS. Особенно это касается ведущих поставщиков услуг, поскольку именно они подсказывают нам важные варианты практического применения и рассказывают, как они планируют развернуть SDN и ONOS в своих реальных сетях. Кроме того, их поддержка для нас очень важна еще и потому, что, в конце концов, именно для них мы делаем всю эту работу по развитию программно-конфигурируемых сетей и изучению вариантов их применения.
Communicate: Сколько инженеров участвует в работе над ONOS?
Парулкар: Построение базовой платформы, подобной операционной системе SDN, требует небольшой группы экспертов, способных работать в команде. Именно так мы и действуем. У нас есть группа из 20 сотрудников. Четверо из них являются своего рода архитекторами, которые имеют опыт работы как в отрасли, так и в разработке основных продуктов, а кроме того, имеют исследовательский опыт. Помимо этого у нас есть группа разработчиков и группа обеспечения качества. Совместно они обладают уникальным опытом и знаниями в области сетевых технологий, распределенных систем и программных систем для разработки передовых платформ. Это как раз то, что необходимо для создания такой операционной системы SDN, о которой я говорил ранее.
Помимо группы ON.Lab, с нами работают технические специалисты наших партнеров, например, AT&T, Huawei и других компаний, которые также составляют часть команды. Таким образом, группа ON.Lab образует ядро; помимо него с нами сотрудничают представители наших партнеров, а также существует большое сообщество разработчиков.
Быстрый опыт — версия Blackbird
Communicate: Насколько важным является выпуск системы ONOS в версии Blackbird?
Парулкар: В версии Blackbird мы экспериментально продемонстрировали ключевые атрибуты ONOS. Как я уже говорил, ONOS должна быть масштабируемой, иметь высокую производительность и высокий уровень готовности. Например, мы доказали, что ONOS может устойчиво работать при загрузке на уровне двух миллионов потоковых операций в секунду, при этом производительность растет при увеличении количества экземпляров ONOS или серверов. Мы также продемонстрировали, что время реакции ONOS на сетевые события не превышает 100 мс, при этом ONOS большую часть действий отрабатывает менее чем за 10 мс. Это важные показатели производительности, которым поставщики услуг придают большое значение, и которые были впервые продемонстрированы плоскостью управления открытой SDN.
Мы надеемся, что по мере развития эти показатели производительности будут стандартизированы и в сетевой области, и в области SDN, и ожидаем, что на них будут опираться как разработчики, так и пользователи плоскости управления SDN. При разработке программного обеспечения многие организации пытаются в первую очередь добиться требуемой функциональности, а затем начинают переживать по поводу производительности, масштабируемости и высокого уровня готовности. Но архитектура неизбежно оказывает влияние на производительность, масштабируемость и готовность, особенно для операционной системы. Именно поэтому мы решили, что очень важно создать правильную архитектуру, так как это единственный способ добиться требуемых показателей производительности и масштабируемости. Мы счастливы, что наша команда правильно подошла к решению этой задачи.
Communicate: Какое место отводится ONOS в этой обширной среде SDN и NFV?
Парулкар: ONOS главным образом ориентируется на два типа вариантов использования или т.н. проверок обоснованности решений (POC). Один из этих типов связан с сокращением капитальных и эксплуатационных затрат в области инфраструктуры. Например, если мы посмотрим на область магистральных сетей, где поставщики услуг эксплуатируют пакетные оптические сети, то мы увидим, что они эксплуатируют их независимо друг от друга. И тогда мы создаем вариант использования, с помощью которого демонстрируем возможность использования единой плоскости управления SDN для управления пакетными оптическими сетями. Второй тип вариантов использования относится к созданию генерирующих доходы услуг на базе чего-то подобного технологии NFV. Эти варианты мы используем в том числе для того, чтобы продемонстрировать, каким образом поставщики услуг могут быстро создавать новые услуги на базе ONOS.
Как я уже сказал, ONOS представляет собой сетевую операционную систему, ориентированную на масштабируемость, высокую производительность и высокий уровень доступности сетей поставщиков услуг. Я полагаю, что в данном аспекте ONOS уникальна, и мы считаем, что это единственная платформа, обладающая такими атрибутами.
Что нас ждет впереди?
Communicate: В отрасли создано много программного обеспечения. Каким вы видите будущее в плане коммерческого развертывания?
Парулкар: Huawei принадлежит к числу производителей, уже озвучивших свои планы по созданию коммерческих продуктов и коммерческих решений на базе ONOS. Я знаю, что и другие производители планируют это сделать. Но я бы не хотел высказываться вместо них. Кроме того, я уже сообщил вам о некоторых проверках обоснованности решений (POC), которые мы проводим совместно с AT&T, NTT Communications и другими компаниями. Можно предположить, что они не стали бы заниматься этими проверками, если бы у них не было серьезных планов в отношении реального развертывания и монетизации.
Communicate: Операторы озабочены конкуренцией со стороны OTT. Каким образом они могут конкурировать или, возможно, сотрудничать с OTT-компаниями?
Парулкар: Здесь может идти речь о сочетании конкуренции и определенного взаимодействия. Что касается операторов, то у них есть преимущество в наличии центрального офиса. Они очень тесно связаны с абонентами. При использовании в центральных офисах правильных технологий вычисления, хранения и сетевых технологий они смогут создавать некие услуги с добавленной стоимостью, которые, возможно, не под силу создать поставщикам OTT. Поэтому у них есть некоторое преимущество, и они могут найти способ его монетизации. В то же время они могут открыть свою инфраструктуру поставщикам услуг OTT, в результате чего смогут совместно с ними предложить некоторые интересные услуги и создать схему совместного участия в доходах. Таким образом, здесь существуют возможности использования некоторых инновационных бизнес-моделей. И я уверен, что поставщики услуг не пройдут мимо них.