Один мой комментатор привёл список восстаний и других подобных безобразий в советском ВМФ. Мимо такой темы я пройти не мог, конечно.
Начну с тех деяний, которые увенчались успехом, хотя бы и временным, и о которых известны хоть какие-то подробности. Итак, во многих источниках пишут, что командир плавбазы подводных лодок лейтенант Ионас Плешкис, вот этот самый,
7 апреля 1961 года смог угнать свой корабль в Швецию. Всё правда, кроме того, что командовал он не плавбазой, а морской самоходной сухогрузной баржей, такой, как изображена на заглавном снимке. Никто из команды, укомплектованной списанными с других кораблей разгильдяями, подвоха не заметил, пока не оказались в терводах Швеции у острова Готланд.
К чести разгильдяев, ни один из них оставаться в Швеции не захотел, кроме самого Плешкиса, который запросил политическое убежище. Баржу и команду вернули в СССР, а литовский политический эмигрант в итоге оказался там, где и следовало ожидать. Жил в солнечной Калифорнии, считается, что был консультантом при создании фильма "Красный Октябрь". Что он там наконсультировал, представить себе не могу. В 1993 году мирно скончался.
Что интерсно, его сестра Эугения в стране, где свирепствовало зловещее Кэй-джи-би, и оккупанты дыхнуть не давали оккупированным, сделала после этого замечательную карьеру киноактрисы, снялась в 31 (!) фильме, в том числе главные роли в фильмах "Чисто английское убийство" или "Амерканская трагедия". Тринадцать лет прожила в той же Калифорнии, но умерла пять лет назад в Клайпеде.
Другой удавшийся побег, а скорее, вояж за приключениями, произошёл в июле 1970 года. Трёхзвёздный адмирал, командир Ленинградской военно-морской базы — комендант Кронштадтской военно-морской крепости, старший морской начальник в Ленинграде, только орденов Ленина у него было четыре, Иван Иванович Байков, хорошо приняв на грудь в компании 1-го секретаря Ленинградского обкома КПСС Василия Сергеевича Толстикова решил отправиться на военном корабле в Финляндию. Названия его нигде нет.
И отправились, принудив командира выполнить приказ адмирала. Финны их, конечно, заворотили назад. А дальше начинаются интересные вещи. Если про Байкова мне удалось найти такие сведения в нескольких местах, то про Толстикова - ни гу-гу нигде. Но постов своих они лишились почти одновременно, адмирал в январе 72-го отправился на пенсию, а 1-й секретарь ужк в октябре 1970 - послом в Китай, с которым мы были тогда на ножах. Нехило так.
В Пекине хунвэйбины не хотели пускать его в советское посльство, но он велел шофёру ехать не тормозя на толпу и они таки проехали. Крутой мужик, такой мог и в Финку прокатиться, но свидетельств, я повторяю, не нашёл. Один и тот же текст везде, где угодно - и всё.
Ну, и знаменитый БПК "Сторожевой" со своим замполитом Саблиным Валерием Михайловичем. Здесь дело было чисто политическим, причём Саблина поддержала часть команды. в последнем своём письме он писал: " Моими действиями руководит только одно желание — сделать, что в моих силах, чтобы народ наш, хороший, могучий народ Родины нашей разбудить от политической спячки, ибо она сказывается губительно на всех сторонах жизни нашего общества… "
Затея не удалась, авиация вынудила корабль остановиться, на этом всё и кончилось. Саблина расстреляли, одному матросу дали 8 лет, остальную команду разогнали на Северный и Тихоокеанский флот. Вообще-то традиция бузить имеет крепкие исторические корни на Балтийском флоте.
В 1919 году произошло восстание на форте "Красная горка". Тральщик "Китобой", который тралить мины был непригоден, а служивший сторожевиком, спустил красный флаг и поднял Андреевский. Тема дальнейших его приключений тянет на приличную повесть, если вкратце, то послужив в Белом флоте, он в итоге оказался во флоте итальянском и был затоплен ими в 1943 году. Тоже самотопы, оказывается.
Все же остальные россказни о восстании на крейсере "Калинин", каких-то СКРах, попытках угона подводных лодок серьёзного подтверждения не нашли. Повсюду гуляет один и тот же текст и похоже, источник его какое-то зарубежное антисоветское издание.