Интервью с музыкантом и общественным деятелем Андреем Рудольфовичем Соколовым-Суровых
Уважаемый Андрей Рудольфович, Вы родились в музыкальной семье. В каком возрасте вы начали любить искусство в себе?
Мне посчастливилось родиться не только в прекраснейшем городе мира – Ленинграде, но и в эпицентре его культурной жизни – на Театральной площади, в общежитии Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Там жили и учились мои родители – мама Нора Соколова и отец Рудольф Суровых. Они вместе учились по классу альта, а затем работали в Михайловском театре и в Филармонии. В дальнейшем мой папа стал одним из лучших музыковедов Санкт- Петербурга. Следовательно, любовь к искусству я впитал с молоком матери, и это определило всю мою дальнейшую жизнь.
Насколько светлым пятном в Вашей жизни было обучение в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова?
Прежде, чем поступить в Консерваторию, я учился в школе -десятилетке при Консерватории вначале по классу скрипки, а затем– валторны. У нас был очень дружный класс и мы вместе проводили свободное время, праздновали дни рождения. Но самое главное – организовали капустный театр. Его инициатором и руководителем был замечательный пианист Миша Аптекман, к сожалению, рано от нас ушедший. Его родители писали сценарии для капустного театра Александра Белинского – знаменитого театрального режиссера. Этот театр был очень популярен. Там играли – С. Юрский, В. Татосов, З. Шарко, В. Ковель. Мы тоже много выступали. Я был одним из ведущих актером-комиком. Пел и играл.
В 1968 г. я поступил в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу валторны к Народному артисту РСФСР В.М. Буяновскому. Одновременно я был зачислен в оперно-симфонический оркестр консерватории.
Это было время расцвета творческой жизни нашего города. Щедрое финансирование культуры и искусства способствовало активному ее развитию. Она была доступна всем. Дома и Дворцы культуры имели свои народные, оперные, драматические театры. У государства хватало денег на финансирование постановок, костюмов, оклады преподавателей, гастроли. Во многих кинотеатрах перед сеансами выступали оркестры с концертными программами. Не было таких понятий как фанера, аренда зала.
Конечно, вспоминая годы учебы, можно сказать, что это было замечательное время. Хотя многих друзей, педагогов, коллег уже нет с нами, прошлое никуда не ушло и тесно связано с настоящим.
В какой степени, с Вашей точки зрения, развитые способности могут сформировать высшие потребности в служении стране и народу?
Я считаю и верю, что каждый человек создан по подобию божьему и в каждом человеке есть искра божья, и от каждого человека зависит, как он этим даром распорядится. У кого она будет тлеть, у кого гореть, у кого полыхать. Образование должно развивать способности человека. А развитие бесконечно. Как говорил Сократ – «Я знаю, что я ничего не знаю». Конечно, главный вопрос– какова цель деятельности, какова сверхзадача? Во зло или добро?
Если говорить о моей деятельности – о музыке и театре, то здесь мы наблюдаем извечный конфликт бога и сатаны. Простой пример – сравните публику после органного концерта и рок-поп концерта. Я полагаю, что комментарии излишне.
Президент РФ Путин В.В. в декабре 2014 года подписал «Основы государственной культурной политики». В разделе «Задачи государственной культурной политики» есть такое положение: Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России». Насколько успешно данное положение реализуется на практике?
К сожалению, в силу экономического и политического кризиса эти задачи в настоящее время утопичны. Чтобы не быть голословным, расскажу об уникальном коллективе, возродившем целый пласт русской, петербургской и мировой культуры – Русской роговой капелле. Вместе с Сергеем Песчанским, автором возрождения русской роговой музыки, я участвую в этом проекте уже 15 лет.
Возникшая в 1751 г. в царствование Елизаветы Петровны русская роговая музыка, сразу покорила сердца слушателей своим уникальным волшебным звуком. Роговой русский оркестр называли живым органом. В течении короткого времени русская роговая музыка стала необычайно популярна и востребована. Ни одно торжественное событие, праздники, балы не обходились звуков рогов.
Когда мы приступили в 2002 году к возрождению роговой музыки, то никто из профессионалов не верил в успех. Но благодаря энергии Сергея Песчанского и его единомышленников, чудо состоялось и первое выступлении в храме Св. Петра в РГПУ им. Герцена превзошло все ожидания. Слух о том, что русские рога зазвучали, явился мировой сенсацией. Так родилась «Русская Роговая капелла». Это был подарок к 300-летию Санкт- Петербурга.
Начался трудный, но радостный творческий путь «Русской Роговой капеллы». Несмотря на тяжелые и изнуряющие репетиции, каждый концерт превращался в праздник для слушателей.
За время своего существования «Русская Роговая капелла» дала множество концертов па лучших концертных площадках Санкт-Петербурга, гастролировала в Москве, Ярославле, Ростове Великом, Пскове, Перми и других городах России. С большим успехом гастролировала почти во всех странах Европы.
Приходится констатировать, что Русская Роговая капелла в полной мере испытывала на себе экономический кризис и культурно-политическую политику чиновников от культуры.
Как художественный руководитель Русского культурного центра, я написал письма в соответствующие инстанции с просьбой о придании этому коллективу государственного статуса. И – получил три ответа-отписки от Министерства культуры РФ, Администрации СПб и Комитета по культуре СПб, суть которых в том, что на ваш статус денег нет, а в конкурсах надо участвовать на общих основаниях.
Правда, в настоящее время, благодаря уникальному стечению обстоятельств, мы получили большую поддержку у нового ректора РГПУ им. А.И. Герцена С. И. Богданова. Этот человек протянул руку помощи нашему коллективу. Русская Роговая капелла обрела второе дыхание и поверила в свое будущее.
Какие современные музыкальные фестивали в России и за рубежом, по Вашему мнению, наиболее полно и адекватно выявляют молодые дарования?
К сожалению, я не владею всей информацией о современных музыкальных фестивалях.
У нас есть проект международного фестиваля «Царская музыка», где будет представлена имперская культура Европы и Азии. В ней предусмотрено, наряду с мэтрами искусства, участие творческой молодежи. Основой фестиваля будет «Русская Роговая капелла».
Чем отличается известность от популярности?
Не всегда популярность может иметь культурную и художественную ценность, а известность надо заслужить.
Андрей Рудольфович, в заключение нашего концептуального диалога я прошу Вас высказать свое мнение о возможных путях развития культурной политики в нашем Отечестве.
Возвращаясь к началу нашего разговора, я хочу напомнить, что нам посчастливилось жить в Санкт- Петербурге. За более чем 300-летнюю историю здесь накоплен колоссальный духовный капитал.
Санкт- Петербург вобрал в себя европейские и азиатские ценности и создал свою неповторимую культуру.
Поэтому нам необходимо, опираясь на нашу историю и традиции интернациональной культуры, быть на высоком духовном уровне. Пусть прекрасное победит целесообразное.
БЕСЕДОВАЛ
СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ