Сегодня день рождения Захара. Ему исполняется десять лет. И я ещё в позавчера, когда узнал об этом, решил его поздравить. Мы с местной детворой тогда возвращались с традиционного воскресного похода и встретили Захара в центре Яйлю на детской площадке. Мальчишка опоздал на назначенную встречу и всё время, пока мы были в заливе Кобухта и занимались полезными и интересными делами, ждал нас. И он очень обрадовался, когда увидел наш возвращающийся отряд. А когда узнал, что нам ещё предстоит потренироваться гребле на лодках, сказал, что догонит нас и побежал в магазин. Догнал нас уже на подходе к импровизированной лодочной станции, где на берегу лежали небольшие видавшие виды пара «Лазеров», один «Оптимист» и древняя, но надёжная плоскодонка. Она была построена несколько десятков лет назад на реке Лебедь, затем волею судьбы попала в Яйлю, а потом её хозяин подарил лодку нам. Здесь же в складе хранились вёсла и спасательные жилеты. Мы начали готовить лодки к спуску на воду, когда подошёл Захар и передал мне кулёк с конфетами. Как оказалось, деньги на покупку конфет он заработал сам, конфеты ему есть нельзя, так как у него проявилась аллергия на сладкое, поэтому он все конфеты отдаёт нам. Мы с благодарностью приняли его дар и тут же договорились, что в следующий поход пойдём без сладкого. И будем так делать до тех пор, пока Захар не вылечит свою аллергию на сладкое.
И вот сегодня после обеда я отправился поздравлять Захара с днём рождения, а заодно и Ивана Петровича Кислицына, ветерана заповедной науки и пограничных войск СССР, у которого тоже на днях была «днюха». Для Захара я припас плитку молочного шоколада без сахара, а «Петровичу» нёс под мышкой красочный фотоальбом о Памире. Именно там, на Памире, в Хорогском пограничном отряде, начинался в середине 60-х годов прошлого века путь будущего географа Алтайского заповедника на Телецкое озеро.
Я шёл по неказистым улочкам Яйлю под спокойным осенним солнцем, смотрел на окружающие озеро горы, на разноцветную тайгу, на покрытые снегом вершины хребта Корбу и вспоминал лето. Лето, богатое на встречи и события и промелькнувшее как один день.
В центре Яйлю, у Монумента Славы, под солнечными лучами ярким всполохом пламенел пограничный столб.
В этот день наша добровольческая экспедиция стартовала на самый отдалённый кордон Алтайского заповедника Язула, бывшую пограничную заставу. Участниками экспедиции стали волонтёры Общественного телевидения России, ветераны пограничных войск Советского Союза и России, сотрудники Алтайского заповедника, а также представители органов исполнительной и законодательной власти Республики Алтай. На заставе-кордоне и в его окрестностях мы навели относительный порядок, установили флаг-шток с флагами Алтайского биосферного заповедника и Пограничной службы ФСБ России, а на бывшей казарме повесили мемориальную доску. А 14 сентября в программе «За Дело» на канале Общественного телевидения России был показан сюжет о Язуле, в котором говорилось о необходимости сохранения её как историко-культурного комплекса и возможного развития как молодёжного добровольческого центра по сохранению природы Алтая.
Остановившись на минутку у телецкой дайв-станции «Зазеркалье», открытой по инициативе администрации и при участии профессионалов технического дайвинга из Барнаула Татьяны Клименко и Романа Воробьёва, я вспомнил студентов-географов Горно-Алтайского университета, которые в июне этого года проходили педагогическую практику в школе Яйлю. Молодые активные ребята на месяц раньше сдали все зачёты и экзамены, чтобы попасть в Алтайский заповедник на Телецкое озеро. Школа обеспечила практикантов жильём и питанием, а сотрудники заповедника помогли не только в работе с подрастающим поколением Алтын-Кёля, но и организовали для будущих географов тренинги по ландшафтному дизайну, походы на байдарках и погружения с аквалангом.
Проходя дальше по улочкам Яйлю, я подумал о том, что мы приобрели неплохой опыт проведения педагогической практики студентов Горно-Алтайского университета, в организации которой приняли участие несколько заинтересованных учреждений (университет, школа, заповедник, ТОС – орган местного самоуправления). И помечтал о том, что этот опыт могут перенять другие сельские школы Республики Алтай.
Между тем Яйлю жило своей жизнью: в огородах и на приусадебных участках заканчивались осенние работы; местные телецкие бурёнки, наевшись отавы и заповедных яблок, терпеливо ждали у калиток своих хозяюшек; хохочущие девчонки, лукаво стреляя глазками, спешили по своим делам; суетливые мамы-курочки плескались в дорожной пыли в поисках различных зёрнышек и в случае удачной находки своим «ко-ко-ко» подзывали подросших цыплят, провоцируя петухов на громкоголосое «кукареку!»; на ближайших к улице склонах среди берёз и рябин мальчишки играли в войну.
Я подошёл к дому-бараку, в котором, в числе прочих, жила и семья Захара. На мой стук и зов, вытирая руки о передник, вышла мама мальчика и сказала, что Захарки нет, что он где-то носится, что аллергию они лечат и что она должна скоро пройти. Я протянул свой скромный подарок, пожелал всему большому семейству (пять детей, все пацаны!) здоровья и успехов и откланялся.
Следующий барак, в котором проживал Иван Петрович Кислицын, стоял на самом выезде из Яйлю. Это был крайний дом. За ним только банька Петровича, стайка-коровник и всё – дальше дорога на перевал, на трассу, на большую землю.
Иван Петрович, в отличии от Захарки, оказался дома. Вышел в прихожую в больших стоптанных шлёпанцах, но в отглаженных брюках и ковбойке. Географ, ветеран заповедной науки, обошедший все озёра Алтайского заповедника с мерной верёвкой и резиновой лодкой, он к тому же известен у нас и как один из ведущих садоводов. Своё пристрастие к выращиванию растений он подкрепил именно во время службы на границе – в городе Хорог, где стоял их пограничный отряд, был (и до сих пор существует) Памирский ботанический сад - самый высокогорный парк на постсоветском пространстве и второй по высоте над уровнем моря в мире после ботанического сада Непала. И этот ботанический сад пограничник Кислицын регулярно навещал, обогащаясь опытом и знаниями, с которыми потом и приехал на Телецкое озеро. И первое время работал агрономом заповедного сада. А уже потом волею судьбы стал географом. Иван Петрович крепко пожал мою протянутую руку, скептически выслушал моё несколько запоздалое поздравление и с радостным недоумением принял в руки фотоальбом.
Видя, как моему коллеге не терпится открыть альбом и окунуться в свою молодость, я ещё раз пожелал здоровья ему и его близким, попрощался и вышел. Солнце катилось к закату, тени стали длиннее, похолодало. Вниз к озеру, да ещё и с пустыми руками, идти было веселее. А ещё и, чего скрывать, грело чувство исполненного доброго дела.
Я шёл по затихающему Яйлю и вспоминал бурное энергичное лето. Вспоминал первую полевую лингвистическую школу «Озеро Сокровищ», летние волонтёрские программы «Зелёные роботы» и «Путь Воина», многочисленные экскурсии и лекции для гостей Алтайского заповедника и Телецкого озера. Каждый день лета приносил новые знакомства и новые открытия. Каждый день мне удавалось посмотреть на мир, в котором я живу, глазами наших гостей. И этот мир становился с каждым днём всё больше и многогранней. И чем больше я узнавал его, тем больше тайн в нём видел.
И радовался за Яйлю.
Евгений Веселовский. 9 октября 2018 года, Планета Земля, Алтай, Телецкое озеро, село Яйлю, центральная усадьба Алтайского биосферного заповедника.
Полезные ссылки:
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/06/yazula-2018.aspx
https://www.rgo.ru/ru/article/ekspediciya-yazula-2018
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/06/dobrovoltscy-gagu.aspx
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/07/dorogu-osilit-idyschii.aspx
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/07/pogrujenie.aspx
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/08/Zelroboti.aspx
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/08/pyt-voina-na-chelyushe.aspx
http://www.altzapovednik.ru/news/2018/10/osennie-hroniki-zapovednogo-dozora.aspx