Императорский Рим и днем то был местом небезопасным, а ночью тут царил полный беспредел. Из-за плотной застройки большая часть улиц была шириной 1,5 -2 метра, две центральные по 4,5-5 метров. Повсюду высились многоэтажные дома – «инсулы». В отдельных особняках внешних окон вообще не было, все выходили во двор. «Витрины» лавок на ночь закрывались ставнями. Собираясь на ночную прогулку, надо было взять с собой внушительную охрану, фонари и запас факелов.
Организованные банды выходили на охоту, с ними боролась ночная стража – вигилы. В их обязанность входила и пожарная безопасность. Как и сегодня, они могли оштрафовать за ее нарушение, ведь пожары были бичом Вечного города. Дома и «квартиры» многоэтажек отапливались жаровнями – этакими полусферическими «посудинами» на ножках с дровами или углем. Возгорания происходили постоянно. Уровень преступности был очень высоким, практически каждое утро находили ограбленных и зарезанных припозднившихся прохожих. Тюрьмы были переполнены членами организованных банд. Интересно, как их находили и арестовывали древние «детективы»?
В таких условиях подобные «художества» прощались только всеобщим любимцам: знаменитостям, пользовавшимся огромной популярностью во всех слоях общества. Имена известных гладиаторов, гонщиков на колесницах, мимов и актеров театра были у всех на устах.
Эти профессии считались презренными, но римский плебс и знатные граждане хотели знать о них как можно больше. Служителей конюшен и гладиаторских школ, врачей, конюхов поклонники «звезд» останавливали на улицах и расспрашивали о последних новостях, о том, как отдыхают их кумиры, что едят как чувствуют себе после ранения, с кем встречаются и так далее. Древние писатели сетовали, что сограждане лучше знают имена возниц, лошадей и гладиаторов, чем труды историков и философов.
Иногда самые знатные римляне приглашали на роскошный обед какого-нибудь работника театральной сцены или конюха и заискивающе интересовались последними внутренними слухами и сплетнями. Знаменитости пользовались достаточной свободой и могли беспрепятственно разгуливать по улицам Города, посещать увеселительные заведения и лупанарии. Известные гладиаторы уже могли жить вне казармы и тоже свободно перемещались. После дневных игр компании отправлялись отпраздновать победу или почтить память погибшего друга.
Напряжение состязаний снималось понятным способом, и хоть в те времена вино пили хорошо разбавленным водой, вечерние и ночные возлияния приводили друзей в сильно возбужденное состояние. Подвыпившие компании начинали искать приключения, приставать к припозднившимся прохожим, нападать на шайки ночных грабителей. Так развлекались даже некоторые императоры. Возничие имели право за хорошие отступные переходить из команды в команду, за это оскорбленные фанаты могли подстеречь на улице и поколотить.
Как правило, бузотёрам всё сходило с рук, если это не противоречило интересам правителя. Раздувать скандал со всенародными любимцами было себе дороже, а вот отвлечь внимание полуторомиллионного Города от более насущных проблем было очень даже выгодно. В этом плане вааще с тех пор ничего не изменилось.