Известно, что в России остро чувствуется нехватка самолётов для местных воздушных линий и авиационная промышленность как-то равнодушно проходит мимо этого факта. Нельзя же сказать, что разработка и доведение до степени готовности к серийному выпуску самолёта ТВС-2ДТС и то по собственной инициативе сотрудников СибНИА существенно повлияет на решение этой проблемы. А пока российские авиаперевозчики вынуждены закупать такие машины за рубежом.
Про два таких самолёта и хочу рассказать вам уважаемые читатели, правда, один из них почти российский, чешская сторона продала все акции своего завода на право изготовления этой машины и всё производство локализовано в России, речь пойдёт о L-410UVP-E20, который изготовляется теперь на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге.
Эта машина уже давно эксплуатировалась в России, она частично заменила легендарный Ан-2. Главное достоинство этого 19-местного самолёта – он так же как и знаменитый кукурузник может взлетать и садиться на короткие полосы, в том числе и на грунтовые, но зато его турбовинтовые двигатели позволяют ему поддерживать крейсерскую скорость 310 км/час и преодолевать расстояние в 1540 км.
В России уже разработали и оснастили L-410 тремя новыми видами шасси – это лыжное, для работы с заснеженных площадок и аэродромов, шасси для взлёта и посадки на неподготовленные площадки и поплавковый вариант самолёта. Эта машина может эксплуатироваться в суровых условиях Арктики, её двигатели и планер оборудованы эффективной противообледенительной системой, а кабина пилотов и пассажирский салон хорошо обогреваются и вентилируются.
УЗГА планирует выпускать модификацию L-410NG с более мощными двигателями и имеющую современную авионику, модель оборудована интегральными крыльевыми топливными баками, что позволяет увеличить дальность полёта. Специалисты завода также замахнулись на 40-местную пассажирскую версию L-610, но это пока ещё только планы, а пока выпущено всего лишь пять серийных L-410UVP-E20, которые уже переданы российским авиаперевозчиками и планируется довести выпуск до 12 штук в год.
Другой самолёт, который активно эксплуатируется в России на местных и региональных воздушных линиях – это ATR 72, ставший весьма популярным в Европе и США, а в последнее время и у нас. Эта среднемагистральная машина оснащена двумя турбовинтовыми двигателями, позволяющими ей с крейсерской скоростью 500 км/час доставлять 74 пассажира на расстояние порядка 1300 км, а с меньшей загрузкой дальность увеличивается до 3 тысяч км.
От российского Ан-24 его отличает более высокая экономичность и надёжность, современная авионика и оборудование системами предупреждения от столкновения с землёй и другими самолётами, отличный автопилот, большой ресурс двигателей делает его весьма привлекательным для авиаперевозчиков. Немаловажным фактором является его лёгкость в управлении, что по достоинству оценено всеми пилотами, переучившимися на эту машину.
Во всём мире ATR 72 эксплуатируется с высокой интенсивностью, но, к сожалению, наши МВЛ и аэродромы не позволяют его использовать полностью, поскольку окупает этот самолёт себя только при полной загрузке. В таких случаях лучше использовать на коротких маршрутах машину меньшей вместимостью типа L-410.
Но, пока в России явно недостаточно таких самолётов для местных и региональных авиаперевозчиков и остаётся только уповать, что руководители авиапромышленности обернутся лицом к возрождению производства самолётов малой авиации.