В этой статье пойдет речь о том, почему эффективность защиты интеллектуальной собственности при помощи патентования зачастую переоценивается европейскими и американскими компаниями и ее собственниками в условиях цифровой экономики и трансграничного ведения бизнеса в Китае.
Зачастую бизнес готов потратить существенные средства на патентование, но пренебрегает гораздо менее затратной процедурой регистрации товарного знака.
Нередки случаи, когда компания, отправив предупреждение о нарушении прав интеллектуальной собственности в адрес сайта электронной коммерции, встречается с непониманием или отказом признать такое нарушение. Чаще всего такое непонимание возникает, если заявитель утверждает, что продавец, использующий интернет-площадку, нарушает его патент. В большинстве случаев, оператор сайта ограничится ответом о том, что они не являются патентными поверенными, и данный вопрос следует адресовать суду.
Таким образом, доказывать нарушение патента придется в суде с привлечением дорогостоящей экспертизы и специализирующегося на таких делах юриста. Трансграничный фактор добавит пару лишних нулей к чеку за такую судебную защиту своих прав и законных интересов.
Защита же товарного знака может обойтись на порядок дешевле. Дело может и не дойти до суда. Если торговая площадка не специализируется на продаже контрафактного товара, то письма с предупреждением о нарушении и подтверждением прав на товарный знак может быть достаточно.
Сайты онлайн-коммерции, в первую очередь, крупные и широко известные довольно часто идут на встречу правообладателям товарного знака, если их права нарушаются на территории площадки. Оператору без вмешательства в дело юристов понятно, что в случае, если ваш товарный знак зарегистрирован и находится под защитой в стране реализации товара (будь то США, ЕС или Китай), то любое лицо, отличное от указанного правообладателя и не получившее от него каких-либо прав на реализацию, не вправе продавать товары под соответствующим наименованием, логотипом и т.п. Кроме того, защитить, при случае, свои интересы в суде не должно составить труда.
Но такая модель поведения не всегда работает с китайскими партнерами. Именно поэтому зачастую большую важность в вопросах защиты прав на интеллектуальную собственность играет договор с производителем из Китая, который, рано или поздно, может стать основным конкурентом вашего бизнеса.
Ситуацию усугубляет развернувшая торговая война на глобальных рынках, которая подстегивает китайских производителей действовать еще более агрессивно по отношению к своим европейским и, в первую очередь, американским заказчикам. В большей степени, это связано с падением маржинальности бизнеса в условиях растущих заградительных тарифов у ключевых игроков на глобальном рынке коммерции.
В сложившихся условиях на глобальных рынках вопрос защиты интеллектуальной собственности становится еще более актуальным для бизнеса, базирующегося в одной из развитых экономик мира.
Зачастую выбор падает на патентование как основное средство защиты от недобросовестных конкурентов и собственных подрядчиков. При этом компания начинает регистрировать патенты во всех юрисдикциях реализации товара (чаще всего это подразумевает комбинацию из патентов в США, Канаде, Австралии, странах Европы, Японии, Южной Корее, Мексике и Бразилии) для того, чтобы закрыть доступ на эти рынки потенциальному нарушителю прав интеллектуальной собственности компании. Юридически это весьма здравая стратегия, которая, к сожалению, может разбиться о суровую реальность ее реализации на практике.
Как уже говорилось выше, судебные разбирательства по делам о нарушении патентных прав, особенно трансграничного характера, отнимают огромное количество времени и средств у компании, что может свести на нет экономическую целесообразность самого бизнеса.
Кроме того, не всегда эти разбирательства заканчиваются в пользу правообладателя, если речь идет о судах с китайским подрядчиком. Китайская сторона будет чаще всего настаивать на внедрении технических новшеств (инноваций) в продукт или изобретение, усовершенствующее ранее запатентованное изобретение, что, в свою очередь, делает ее правообладателем усовершенствованного продукта. Так как китайская фабрика занимается непосредственным производством вашего товара, это не составит особого труда в стране, исповедующей подход континентальной системы права в отношении патентов, согласно которому даже незначительные инновации и усовершенствования могут дать дорогу к заявке на независимый патент.
Вышесказанное лишний раз подтверждает важность правильно составленного договора на производство товара с китайским подрядчиком, который будет содержать полный спектр положений, запрещающих производителю копировать продукт заказчика, нарушение которых приведет к реальным последствиям для договаривающейся стороны, в первую очередь, в самом Китае.
Более того, при правильном составлении, договор может пригодиться в любой стране мира, где будет выявлено нарушение. Правообладатель может получить патент в США, Канаде, Австралии, странах Европы, Японии, Южной Корее, Мексике и Бразилии, но что будет, если его права нарушены в Индии или Индонезии, или Новой Зеландии и т.д.
* * *
Проще говоря, договор может то, чего не может патент. Впрочем, справедливо и обратное утверждение. Автор статьи не призывает игнорировать возможности, которые дает патентование. Однако стоит трезво смотреть на практическую сторону реализации и географический фактор патентной защиты в условиях трансграничного ведения бизнеса.
Таким образом, именно сбалансированная комбинация запрещающих договорных положений, патентования и регистрации товарного знака может существенно снизить риски нарушения прав интеллектуальной собственности бизнеса и не отъесть львиную долю его доходности.
Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.chinalawblog.com.