В начале XX века жизнь Петроградской стороны оживилась со строительством постоянного Троицкого моста через Неву. Одним из ярких представителей строительного бума, охватившего Петроградскую сторону, является особняк на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта, возведенный по заказу балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской.
Имя этой талантливой танцовщицы в Петербурге конца XIX - начала XX века было окрашено романтическими великосветскими сплетнями, одна из которых превратилась в расхожую легенду. Согласно ей влюбленный в актрису наследник цесаревич, будущий Император Николай II, одаривал свою прекрасную фаворитку особняками, в том числе тем самым - напротив Зимнего дворца на противоположной стороне Невы. Однако, историкам доподлинно известен документ, согласно которому Матильда Феликсовна лично внесла 88 тысяч рублей собственных денег на строительство.
Но молва была безжалостна, и слухи, один невероятнее другого, утверждали, что между Зимним дворцом и особняком балерины на Петербургской стороне под Невой был прорыт подземный ход, которым частенько пользовались возлюбленные.
Выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн был сооружен в 1904-1906 годах по проекту модного в то время архитектора А.И. Гогена. Особняк поражал современников утонченной роскошью и сдержанным уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов. Здесь бывали Федор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев — и, разумеется, великие князья Романовы, в том числе Андрей Владимирович, будущий муж балерины и отец ее сына.
Во время Февральской революции года здание заняли большевики. Здесь 3 апреля 1917 с балкона особняка перед собравшимися на улице зачитывал свои «Апрельские тезисы» Ленин, что вскоре дало повод переименовать старинную Троицкую площадь в площадь Революции. Кшесинская пыталась вернуть дом: подавала в суд на большевиков и даже выиграла процесс, но новые обитатели решение не выполнили.
В июле же 1917-го их самих изгнали из особняка войска Временного правительства. Один из журналистов так описал особняк после разгрома:
«Во всех помещениях царит полный хаос. Стильная мебель запачкана, поломана, многие мелкие вещи унесены. Повсюду валяются тряпки, листы бумаги, шкафы поломаны».
В 1920 году Матильда Феликсовна навсегда покинула Россию, оставив после себя множество слухов о якобы спрятанном кладе в одном из её особняков. В здание же сначала находились государственные учреждения, затем музей Кирова, а в 1957 году особняк превратили Музей Октябрьской революции. После распада СССР он стал Музеем политической истории России.