Найти в Дзене
OVER 9000

Что значит "притереть клапаны" и зачем это делать

Оглавление

Уверен, все хоть раз слышали эту фразочку от "бывалых" в гаражах или на сервисе. Но как водится, далеко не все понимают суть сего явления. и сегодня я об этом таинстве вам расскажу простыми словами.

В одной из прошлых статей технико-теоретического плана мы уже подробно разговаривали о такой штуке как газораспределительный механизм (ГРМ). Если не можете навскидку сказать, зачем нужен клапан мотора и что его двигает - настоятельно рекомендую. Написанное далее будет куда понятнее. Если же вы подготовленный читатель, то продолжаем. :)

общая схема головки блока цилиндров в разрезе (фото: mb-e.ru)
общая схема головки блока цилиндров в разрезе (фото: mb-e.ru)

Нудная, но нужная теория касательно прилегания клапанов

Как мы уже знаем, клапаны открывают и закрывают каналы в головке блока цилиндров. Через эти каналы, в свою очередь, проходит воздух с бензином (или просто воздух - зависит от типа впрыска) для впускных клапанов, и раскалённые отработанные газы - для выпускных. Но в любом случае, клапан должен обязательно прилегать плотно в своём закрытом положении. Иначе, герметичность камеры сгорания будет нарушена. На такте сжатия это приведёт к падению компрессии, а на такте рабочего хода - к "утеканию" мощности через ту самую щель. То есть, вместо того чтобы дружно толкать поршень, часть газов дезертирует в выпуск раньше времени, не совершив полезную работу. А впоследствии такие регулярные "побеги" газов через неплотно закрытый клапан приводят к его прогоранию. А стало быть - к внушительному по сумме ремонту.

Нагорающие за тысячи километров пробега отложения кроме как механически удалить почти невозможно. Различные присадки и раскоксовыватели помогают не всегда, а порой приводят к плачевным результатам.
Нагорающие за тысячи километров пробега отложения кроме как механически удалить почти невозможно. Различные присадки и раскоксовыватели помогают не всегда, а порой приводят к плачевным результатам.

Почему нарушается герметичность прилегания клапана?

Если строго-технически, то причин две: это нагар и механический износ. Как правило, всё сразу в той или иной пропорции. Объясню. Клапан прилегает не напрямую к головке блока, а к так называемому седлу клапана. Как видно из названия, предназначение этой детальки - фиксировать на себе клапан в закрытом положении. Строго герметично. Для этого пара седло/клапан идеально подгоняются друг под друга, вплоть до сотых миллиметра по зазору. Так, чтобы даже текучий керосин за 12 часов мог удержаться в камере сгорания не просачиваясь в каналы через закрытые клапаны (так обычно проверяют). Но конечно же, это стройная теория новых, или только-только прошедших правильный капремонт моторов. По факту же, возьми любой движок с пробегом хотя бы 50 тысяч на нашем замечательном бензине - такой идеальной картины никогда не будет.

Так вот, седло со временем начинает механически истираться, равно как и клапан. А параллельно на клапане нарастает "шуба" практически неразлагаемого кокса, который начинает мешать плотному прилеганию к седлу. В итоге - щель. И все те прелести, которые мы рассмотрели ранее.

Но выход есть! Обычная детская присоска решает все проблемы. :) Как? Читаем дальше.
Но выход есть! Обычная детская присоска решает все проблемы. :) Как? Читаем дальше.

Так что же делать?

И наконец, дорогой читатель (подозреваю, до этого места ты добрался лишь один...), мы подошли непосредственно к теме повествования. Чтобы восстановить идеальную герметичность клапана со своим седлом, их притирают. Для этого плоскости соприкосновения очищают от нагара и наносят на них специальную абразивную пасту. После чего, методом первобытных людей трут в ладошках палочку с присоской, на которую прилеплен клапан. Тот, в свою очередь, уже вставлен в седло. Таким образом, путём долгих и нудных телодвижений, восстанавливается изначальный околонулевой зазор клапана и его посадочного места в головке блока - седла. Некоторые ускоряют процесс дрелью вместо палочки, но это считается "не тру" и моветоном. В таком деликатном деле лучше ручками и не спеша.

Слева необработанная поверхность седла, справа - прошедшая первичную (черновую) обработку. Разница очевидна даже на первом этапе притирки.
Слева необработанная поверхность седла, справа - прошедшая первичную (черновую) обработку. Разница очевидна даже на первом этапе притирки.

Конечно, притирка не всесильна. Очень часто износ деталей головки блока цилиндров критический, и сёдла необходимо менять, как и сами клапаны. Но в любом случае, что бы ни говорили гаражных дел Дяди Васи - если детали ставятся в старую головку блока, то даже новые клапаны необходимо притереть. Потому что любая б/у-шная "голова" имеет строго свои особенности микрогеометрии и свой индивидуальный износ посадочных мест сёдел и направляющих клапанов. Более того - любимые отечественные моторы даже с завода порой не выдерживают заданных конструкторами допусков по зазорам и прилеганиям. Так что уж говорить про двигатели с пробегами.

Та же история и с клапанами. Слева - необработанный, справа - после черновой притирки.
Та же история и с клапанами. Слева - необработанный, справа - после черновой притирки.
А так выглядит процесс олдскульной притирки. Клапан вставляется в своё место, на него насаживается присоска с палочкой - и вперёд, "добывать огонь".
А так выглядит процесс олдскульной притирки. Клапан вставляется в своё место, на него насаживается присоска с палочкой - и вперёд, "добывать огонь".

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем герметичных клапанов и крепких сёдел!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)