Найти тему
Pleska-info.by

Стартовые условия

Моя молодая подруга вышла замуж в Норвегию и недавно родила малыша. Рожала тяжело и долго, но каждая мама знает: все трудности забываются с первым криком долгожданного. Счастлива, конечно. Муж, родственники – все счастливы. «Фортануло, так фортануло, – пишет через несколько дней, имея в виду не столько то, что стала мамой, сколько то, где это случилось. – Знаешь, я всегда думала о том, что хотела бы дать своему ребенку «более высокий старт». Возможности чуть лучше, чем были у меня. Хотя бы на ступеньку. А тут судьба сама все за меня решила... так интересно». Я за нее рада, к тому же «фортануло» не сразу и не вдруг и ей через многое пришлось пройти. Так что все честно – заслужила. Недавно Норвегию признали лучшей в мире страной для жизни, и когда твой ребенок рождается в такой, это, конечно, здорово – перспективы, горизонты, возможности…

Но вот на тему «более высокого старта» задумалась. На самом деле такой старт – то, что есть у каждого из нас. Потому что у каждого следующего поколения более высокий старт – закон развития. Одна моя бабушка была неграмотной, другая с грамотой была знакома лучше, письма, пусть и с ошибками, писала, но книг не читала: не была приучена, да и времени не было – огород, поросята, детей вырастить. Из трех ее выживших после войны детей двое – мой папа и дядя – получили высшее образование. Да какое! Папа закончил юридический факультет МГУ, дядя – Военно-медицинскую академию в Ленинграде. Тетя Валя не поступила в институт только потому, что рано влюбилась и вышла замуж. Родила шесть детей, мужа любила трепетно и весело и была счастлива, ее заливистый смех и сейчас стоит в ушах. У моей двоюродной сестры Алены точно такой же: закроешь глаза и не различишь, кто смеется – Алена или тетя Валя. Так что старт у моего папы был куда лучше бабушкиного, которая учиться хотела, да не могла. Семейная легенда говорит о том, что папа ее Марк крепко бивал сына Петю: «Учись, дурень, учись, человеком будешь!» и, случалось, охаживал излишне, на его взгляд, смышленую дочку Лизу: «Ты чего это вздумала? Учиться? Не бабье это дело, и не думай!». Изменилось время, бабий мир расширился, перекинулся за горизонт – стартовые условия стали иными. Бабушка Лиза всю жизнь переживала, что так и «не выучилась», и очень гордилась сыновьями: выбились таки в люди.

Бабушка Маня о своей неграмотности не жалела, по крайней мере, вслух, а моя школьная попытка обучить ее чтению закончилась полным фиаско: без нужды ей была эта грамотность. Бабушка была из числа «выживающих», и в этом ей не было равных. Пережив смерть троих детей, все надежды свои она возложила на живучую младшенькую, мою маму – хотела, чтобы та выучилась и, как формулировалась главная в то время мечта (про страну Норвегию бабушка даже не подозревала) – выбилась в люди. Потому как тогда в люди именно выбивались. Мама с задачей справилась. Ее стартовые условия были лучше бабушкиных, хотя бы потому, что родилась при Советской с ее всеобщей грамотностью власти  и жила в городе, а не в деревне. Бабушка маме не просто старт дала хороший – такой толчок, что на олимпийскую медаль тянет.

Понятное дело, и у меня стартовые условия были лучше родительских, хотя кто-то может назвать их (ну, если в сравнении) тепличными. Мне не приходилось жить, как моей маме, в бараке и по утрам разбивать кружкой лед в тазике, чтобы умыться, я не стояла зимой в очереди в общий на весь двор туалет. У меня сразу были бантики, новые учебники и письменный стол – только учись. Слова про «выбиться в люди» перестали быть актуальными, потому что каждый, рожденный в 1970-х, мог это сделать. Если, конечно, хотел. «Не спорю, – говорит моя белорусско-норвежская подруга. – Но более высокий может быть на одну ступень, а может быть на сто». Конечно, может быть.

Другая моя приятельница из тех, что постарше (люблю такие межпоколенческие дружбы) в начале 1990-х вышла замуж в Британию и увезла с собой сына. Все, говорит, ради ребенка. Так многие уезжающие говорят, как будто им стыдно признаться, что и для себя тоже. Нет ничего стыдного в том, чтобы стремиться к лучшей жизни. Парень воспользовался обновившимися стартовыми условиями по полной: вырос настоящим англичанином, закончил Кембридж по специальности английская литература (его стихи в местном альманахе печатали, а это серьезно), стал журналистом, много лет живет и работает в Японии и возвращаться в Великобританию не планирует. Когда год назад мы с ним гуляли по Несвижскому замку, он признался: «Знаешь, я вот задумываюсь иногда, а кем бы я стал, если бы мама осталась в Гомеле. И думаю, что все со мной было бы в порядке, я все равно получил бы хорошее образование, возможно, уехал бы учиться за границу. Сейчас ведь все возможно». Сейчас действительно все возможно – если ты этого по-настоящему хочешь.

Вот и подруга моя новонорвежская согласна: «Ещё посмотрим, что он с этим стартом сделает, – пишет, поглядывая на крошечного Мишу в смешной вязаной шапочке, – можно самый крутой старт профукать и не использовать. А можно и из минимума выжать все». В этот момент я сразу вспоминаю своих родителей, «выжавших все», и множество знакомых мне молодых людей, получивших хорошее образование, но не слишком им пользующихся – не амбициозных, не рвущихся, не стремящихся. Что-то изменилось в мире, судачим мы, случается, с их переживающими родителями. Хорошие стартовые условия – не залог успеха. Желание – залог. Тут, конечно, можно начать дискуссию по поводу того, что такое успех. Но это как-нибудь потом, ладно?