Рассказываем, что делать, если вы совсем не разбираетесь в искусстве, но очень хотите его полюбить. Любить придется всей душой и с удовольствием, иначе ничего не получится.
В последнее время мир высокого искусства, который традиционно считается не очень доступным для широкой публики, переживает что-то вроде ребрендинга.
Из строгих и скучных галерей искусство перекочевало в поп-культуру, став полноправным участником музыкальных клипов, голливудских фильмов и фэшн-подиумов. Например, Бейонсе и Джей Зи, известные своей любовью к живописи, недавно вывели семейное хобби на новый уровень и сняли клип в парижском Лувре.
Вышедшую летом комедию «8 подруг Оушена» снимали в нью-йоркском Метрополитен-музее в окружении картин Ван Гога, Модильяни и Сезанна. А весь сюжет фильма выстроен вокруг кражи колье индийского махараджи Наванагара — еще одного произведения искусства с 87-летней историей.
В прошлом году на неделе моды в Лондоне сербская дизайнер Роксанда Илинчич представила коллекцию по мотивам картин Марка Ротко, которые она увидела на выставке абстрактного экспрессионизма в королевской академии искусств. А модный дом Gucci завел себе новый инстаграм, очень напоминающий страницу художественной галереи.
Завоевав все живое на земле, искусство отправляется покорять космос. В прошлом месяце Илон Маск объявил, что первым космическим туристом станет Юсаку Маэдзава. А тот, в свою очередь, сообщил, что на правах хозяина экспедиции собирается взять в полет 6–8 любимых художников, «чтобы посмотреть, как близость Луны может на них повлиять». Ну разве не круто?
Красота обязательно спасет мир, потому что человек неизбежно зависит от того, что его окружает. С этим связано то, как он воспринимает себя и мир вокруг. Но отношения с прекрасным еще надо наладить. Рассказываем, как помочь себе понять и полюбить искусство.
Найти в себе эксперта
Наедине с искусством легко почувствовать себя неловко. Особенно, если вы не специалист по эпохе Возрождения и не можете сходу отличить барокко от рококо. На тему искусства, его значения и величия написано столько книг, что вам не хватит жизни, чтобы все их прочитать. Но это и не нужно.
«Единственное, что имеет значение — ваша реакция», — считает культурный обозреватель The New York Times Дэниэл МакДермон. В вопросах искусства и его трактовки нет правильных ответов. Не стоит считать мнение даже самого уважаемого критика единственным верным. Тем более не стоит убеждать себя в том, что вы с этим мнением согласны, когда это не так. Помните, что ваша главная цель — создать свои собственные уникальные отношения с миром прекрасного, и только ваши ощущения тут играют роль.
Идти и смотреть
Итак, вы дозрели до посещения музея и даже выбрали, куда именно пойти. Теперь главное — не растеряться и понять, что именно вы там будете делать. Не пытайтесь объять необъятное и не переживайте, если с порога не прочувствовали всю мощь обрушившегося на вас великолепия. Произведения искусства — обычные предметы, такие же, как пылесос или утюг в магазине бытовой техники. Особенными их делают эмоции, которые они у вас вызывают.
Войдя в выставочный зал, осмотритесь и найдите то, что вас заинтересует. Это не обязательно должна быть самая узнаваемая или заметная работа в помещении. А эмоции, которые она у вас вызывает, не обязаны быть положительными. Подойдите поближе и дайте себе время как следует ее рассмотреть. Если обнаружите рядом с экспонатом сопроводительный текст, прочтите его. Но помните, что это не подготовка к экзамену: вам не нужно заучивать все имена, даты и названия.
Разглядывая картину, не старайтесь оценить ее стоимость или степень гениальности автора. Сфокусируйтесь на своих ощущениях.
Видите что-то, что вам не нравится? Попробуйте понять, что именно вас беспокоит, ведь иногда ваш дискомфорт — намерение художника. Все равно не нравится? Ничего страшного, у вас есть на это полное право.
Свободно выбирать
В мире искусства царит демократия, где каждому зрителю позволено иметь свое мнение. Именно это и делает ваш опыт уникальным и ценным. Вы имеете право не любить то, от чего все вокруг сходят с ума, и наслаждаться чем-то, что никто, кроме вас, не понимает.
Не тратьте время на симуляцию, поход в музей — не конкурс на глубину эстетического восприятия, где победителю на выходе дадут приз. Если какой-то из экспонатов кажется непонятным, холодным или скучным, разрешите себе идти дальше, вам еще будет на что посмотреть.
Если вам требуется помощь зала, не стесняйтесь обратиться к музейному гиду или куратору галереи. Эти люди долгие годы изучают искусство, читают, пишут и, в большинстве случаев, с радостью говорят о нем. Но не забывайте, что даже мнение эксперта — по-прежнему всего лишь мнение, с которым вы можете не согласиться.
Можно постоять в очереди, чтобы взглянуть на «Девушку с жемчужной сережкой», или затесаться в толпу перед «Моной Лизой», но ваш самый волнующий опыт, скорее всего, случится в другом месте. По возможности, выбирайте менее оживленные залы. Вашим отношениям с искусством, как и любым другим отношениям, пойдет на пользу интимность.
Соблюдать дистанцию
Чтобы любить искусство, вам не обязательно физически находиться рядом с ним. У большинства мировых музеев есть цифровые коллекции, и вы легко можете провести время в Британском музее, Метрополитене, Рейксмюсеуме или Третьяковке, не вставая с дивана.