Найти в Дзене
Отдых.today

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. История улиц Культуры и Вайнера

Оглавление

Рассказы о маленьких, но гордых пешеходных улицах столицы Урала.

Сегодня мы начинаем серию рассказов об улицах, которые однажды стали принадлежать только человеку: машины больше не проедут по Вайнера, бульвару Культуры, Красноармейской… Мы собрали комментарии тех, кто в свое время был инициатором перестройки на каждой из этих улочек. О том,чего так не хватает пешеходным улицам, мы спросили у архитекторов, культурологов и, конечно, самих горожан.

Не секрет, что первые пешеходные улицы в Россию привезли из Европы,но и там они появились относительно недавно — в 1950-е годы. Даже знаменитый московский Арбат существует не так давно, как может показаться — с 1986 года. Сначала зоны для пешеходов создавались, чтобы избавить горожан от шума машин, позже идея стала актуальной из-за участившихся разговоров об экологии и безопасности движения. Сегодня центры многих европейских городов едва ли не полностью закрыты от машин. В Екатеринбурге же с этим сложнее.

Чаще всего появление пешеходных зон в российских городах связывают с исторической планировкой, но уральская столица не может этим похвастаться — пешеходные улицы у нас можно пересчитать на пальцах. Тем не менее, запрос на них есть.

Добазарились: из стихийного рынка — в «уральский Арбат»

История самой медийной пешеходной улицы Екатеринбурга

-2

В 1735 году на карте молодого Екатеринбурга появилась улица Проломная. Тогда дома стали строить за проломом крепостного вала, поэтому название улочки лежало на поверхности. Спустя сто лет улица стала Успенской в честь церкви Успения Божьей Матери в Ново-Тихвинском женском монастыре. К тому времени на ней уже располагались торговые дома, магазины, лавки.

Наконец, в 1919 году улица Вайнера обрела имя, по которому мы знаем ее сегодня — в честь революционера, который когда-то на ней работал.

-3

В годы перестройки на Вайнера сформировался настоящий вещевой рынок — базар: отрезок от Ленина до Малышева полностью заполняли киоски, вокруг активно промышляли уличные хулиганы, а все это крышевал сомнительный бизнес.

На перекрестке веков с базаром на Вайнера решили разобраться власти. Киоски постепенно убрали, а на их месте появился красивый «уральский Арбат» — самая крупная пешеходная улица города, ее длина полтора километра. Инициатором преображения стал тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

Факт: «Под Вайнера были самые гнилые коммуникации»

Рассказывает Константин Пудов, экс-руководитель пресс-службы Администрации Екатеринбурга, помощник сенатора Аркадия Чернецкого:

— Вся деятельность Аркадия Михайловича на посту главы города отличалась прогрессивными стратегическими взглядами на екатеринбургскую действительность. Он смотрел далеко вперед, в завтрашний день. Пример с нашей первой пешеходной зоной весьма показателен. Раньше на улице Вайнера стояли позорные торговые киоски; в центре города барахолке не место. Если мы посмотрим на Европу, то там — комфортные пешеходные зоны. Впрочем, далеко не все горожане тогда понимали, что реконструкция улицы Вайнера будет полезна.

Тем более Чернецкого критиковали оппоненты: мы помним, что в девяностые годы существовало серьезное напряжение между городом и областью. Мы серьезно боролись со структурами, которые торговали на Вайнера. Их приходилось оттуда переносить. Чернецкого за это очерняли, устраивали заказные протестные акции. Но в конце концов ситуация успокоилась,а горожане стали понимать, что перемены им нужны.

Фото: uralweb.ru
Фото: uralweb.ru

Сегодня многие не могут поверить, что еще лет двадцать назад на Вайнера торговали кофточками, за коробками из-под телевизора стояли примерочные и висели объявления: «Меняю золото и покупаю ваучеры». Аркадий Михайлович пришел и сказал: «Хватит!» Проект стал настолько успешным, что сегодня никто толком и не вспоминает те киоски.

В первую очередь специалисты занялись подземными работами. Оказалось, что в самом центре города были самые гнилые коммуникации. Водопровод и теплопровод, электрика, различные специальные каналы — все это находилось в ужасном состоянии. Например, ближе к улице Малышева фактически открылась некая подземная река: вода текла из труб и прокладывала себе дорогу.

Новые магистрали под землей уложили в полутораметровый коммуникационный тоннель — по нему сейчас можно пройти и найти там каждую нужную трубу. А раньше там все лежало в сырой земле. Только потом над этим тоннелем появилась новая оболочка со скульптурами и другими интересными архитектурными решениями.

Фото: 1723.ru
Фото: 1723.ru

После реконструкции участка в районе Малышева к проекту присоединились малый и средний бизнес. Ноу-хау с подземными коммуникациями поддержали и крупные компании, например, переход на улицу Радищева делало уже общество «Малышева 73». Эспланаду тоже построили в частно-муниципальном партнерстве на деньги застройщика «Гринвича».

Если рассуждать о продлении улицы, то участок на Антона Валека, наверное, перспективен, но там довольно сложная развязка. Мне кажется, что обустройство площади 1905 года сейчас более значимо. На нее практически и выходит Вайнера. Она должна продолжить пешеходную зону. В городе скоро пройдут крупные международные мероприятия. Иностранцы наткнутся на гигантскую парковку в центре города и наверняка удивятся. Впрочем, интересы автомобилистов тоже надо учитывать.

Мнение: «Украшайте так садовые участки, но не центр города»

Архитектор Борис Демидов (архитектурное бюро «Гордеев-Демидов») уверен, что главная пешеходная улица Екатеринбурга нуждается в скорейших преобразованиях:

— Вайнера могла бы и должна стать европейской пешеходной улицей. Но, к великому сожалению, мы спутали главное пешеходное пространство Екатеринбурга с провинциальным воскресным базаром. Общее архитектурное решение улицы давно устарело и требует нового современного прочтения. Покрытие тротуара и подземные переходы — единственное, что не требует обновления. Остальное уже никуда не годится — скамьи, урны и цветочницы давно пора отправить в близлежащий районный центр. Уличные фонари освещают сами себя, совершенно не оставляя на тротуаре никаких признаков света.

-6

Нам давно надо понять, что так называемый ретро-декор безнадежно устарел, «под старину» при отсутствии фантазии можно украшать свои садовые участки, но не центр города. Витрины и входы, особенно по нечетной стороне Вайнера, опускают нас до уровня убогого сельпо без культуры и вкуса. Каких бы то ни было событий, кроме торговых зазывал и бездарных начинающих исполнителей, на улице почти не происходит. И все это накрывает вакханалия звуковых объявлений.

Если не считать того, что появилось на месте старого «Пассажа», то можно заметить, что на улице сохранилось и появилось много достойных зданий. Тут есть отличные образцы многих стилей — неоклассика, арт-нуво, кирпичные и керамические фасады Агафуровских магазинов, конструктивистские блоки домов № 9А, с очень кстати устроенными двумя курдонерами в середине улицы. Некоторые фасады вполне достойно отремонтированы, что, правда, подчеркивает неухоженность других.

Скульптура должна быть не утилитарной и конкретной, а современной условной и высокохудожественной. Существующие фигуры и фонтан, как память о 90-х, можно отправить в ЦПКиО.

-8

Технологии позволяют грамотно озеленить улицу, вплоть до посадки деревьев. Надо ненавязчиво насытить улицу историей и городской мифологией, используя современные медийные системы. Все витрины должны быть открытыми, расширяя пространство улицы. Подсветку, звук вполне можно отрегулировать, и, конечно, надо регламентировать формат торговли.

После того, как убрали букинистический магазин (признак всех культурных европейских улиц), улица Вайнера потеряла не только книги, но и целый слой посетителей, так необходимый при нынешнем привокзальном контингенте. А вообще, нужен глубокий анализ проблем главной пешеходной улицы с участием творческой интеллигенции, всех неравнодушных к этим проблемам и, конечно, городских властей.Глава II:

Окультурились: из бараков — в бульвар с оркестром и закусочными

Старая и новая истории бульвара Культуры

-9

Старейшая пешеходная улица Екатеринбурга располагается на Уралмаше. Это бульвар Культуры. Но и он тоже далеко не всегда был таким, каким мы его видим сейчас.

-10

В 30-е и 40-е годы вдоль бульвара были раскиданы бараки, его разрезала железная дорога, через которую возили лес до ближайшего деревообрабатывающего комбината. В таком состоянии уралмашевская улица пребывала до 1950-х годов, а когда убрали паровозы и снесли бараки, рабочие решили развивать инфраструктуру и застраивать пространство многоэтажками.

В 1983 году на пятидесятилетие Уралмаша району преподнесли подарок — идею пешеходного бульвара.

Фото: msgrealestate.ru
Фото: msgrealestate.ru

За реконструкцию взялся Зиновий Милявский — тогда он был руководителем местного ДК и начальником строительного комплекса. Удивительно,но на идею сделать из проезжей улицы пешеходный бульвар Милявского натолкнул… местный оркестр, который играл на похоронах и поминках.

Факт: «Договорились сделать улицу с пирожковыми и закусочными»

Рассказывает Зиновий Милявский, директор «Нового ДК» в 1980–2000 годы:

— В 1979 году возобновилось строительство нового Дома культуры, и в этом проекте появился раздел по камню — не помню точно, как он назывался — где специальный человек занимался подбором материала (мрамора, гранита). Все это было для нас слишком дорого. Поэтому мы решили покупать на месторождении, везти на Уралмаш, где его уже доводили до ума. Сильно сэкономили. Себестоимость этого камня была ничтожна.

Фото: 1723.ru
Фото: 1723.ru

Примерно в это же время меня назначили директором старого Дома культуры. Как директор существующего ДК и начальник строительного комплекса, я носился по улице Культуры от одного объекта к другому. На совещания, мероприятия. По середине улицы было кафе-столовая, часто туда заскакивал. Однажды встретился там с нашим духовым оркестром. Он выступал на поминках. Разговорившись с ними, подумал: а почему духовой оркестр выступает только на похоронах? И мы сделали вечер духовой музыки. Посадили оркестр на улице Культуры, и он там играл. А вдоль аллеи люди стояли и смотрели.

Но машины-то все еще ездили. Вдруг ребенок выскочит на дорогу, а мама заслушается? Тогда возникла мысль закрыть улицу и сделать пешеходный бульвар. Договорились сделать этакую коммунистическую улицу. Комсомол и профком меня поддержали. Подумали: сделаем пирожковые, закусочные, рюмочные, мороженные, а вокруг будет ходить оркестр. Что-то типа московского Арбата.

Договорились с организациями, которые были готовы как-то вложиться в это дело. В общем, все шло хорошо. И вдруг мы задумались: не просто же нам перекрывать движение; надо сделать так, чтобы наш Арбат был красивым. И тут поняли, что от строительства дома культуры остается материал. Решили его использовать как плитку. К сожалению, никто тогда не подумал, что при нашей уральской погоде нужно было класть целик. А мы сделали пластины по сетке, поэтому попадала влага.

-14

Бульвар Культуры соорудили к 50-летию завода, в июле 1983 года. Первое время мы устраивали множество карнавалов, праздников. Все было здорово. Но это продолжалось всего несколько лет. Потом с идеями коммунистического общения стало сложнее. Золотые времена прошли. В конце 80-х годов ухудшилась экономическая обстановка, и нам перестали давать деньги. Так все и забылось.

Мнение: «Уралмаш — это авангард»

В наши дни бульвар Культуры тянется от площади Первой пятилетки до улицы Донбасской, его длина — 1,7 километра. Здесь сосредоточены крупные учреждения культуры: упомянутые выше «Новый ДК» и «Старый ДК», Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ). На бульваре сконцентрирована легендарная история Уралмаша: Белая Башня, гостиница«Мадрид», «Фабрика-кухня УЗТМ», квартал «Дворянское гнездо» и многое другое.

Исследования ЕАСИ показали, что жителям Уралмаша не хватает культурных мероприятий и мест досуга в своем районе. Поэтому у общественников возникла идея создать культурное пространство на базе бульвара.

-15

Рассказывает Сергей Каменский, куратор проекта нового городского культурного пространства «Бульвар Культуры», директор Музея истории Екатеринбурга:

— Бульвар Культуры — одно из самых комфортных общественных пространств Екатеринбурга, и «Битлз-фест» это показал. Во-первых, бульвар отличается от других пешеходных улиц своей шириной. Во-вторых, сильно озеленен. Стратегически он может стать новой крупной культурной точкой города.

Идей несколько: попытаться обыграть историческую идентичность района в современном контексте, устроить на этом бизнес, развивать крупные городские события. За основу взять идею, что Уралмаш — это авангард.

С точки зрения архитектурных решений, тут много вопросов. Мы сначала думали, что поставим сюда много коммерческих объектов, и тогда горожане стали это активно обсуждать. Может быть, этого не надо. Когда на бульваре появился ледовый городок, лично мне не очень понравилось, поэтому считаю важным сохранить бульвар в его нынешнем виде, не застраивать и не портить исторический облик. Идеально, если бы первые этажи зданий заняли музеи и кафе.

Драйверами развития могут стать ЕАСИ со «Старым ДК» и туристическая компания, которая сейчас взяла в аренду гостиницу «Мадрид» и будет ее реконструировать. Музей истории Екатеринбурга уже начал работу по созданию музея Уралмаша, он может появится на бульваре Культуры. Ведь у бульвара есть все,чтобы стать новым общественно-культурным пространством. Надо объединяться и вкладываться.

Чего же не хватает пешеходным улицам? И пользуются ли они любовью горожан? Об этом мы спросили напрямую жителей Екатеринбурга:

В следующей серии проекта «Пешеходный период» мы расскажем, как появились улицы Толмачева и Красноармейская.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ