Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Корабль или ходит в моря, или медленно сгниёт у причала...

И личного состава это, кстати, тоже касается. Кто у нас самые революционные военные были? Солдаты запасных полков и матросы стоявших в гаванях кораблей. А наименее засветились на данном поприще служившие на тральщиках, им не до того было.

Но я не об этом хотел. Помнится, я уже капитан-лейтенантом был (но ещё минус инженером :), когда состоялись очередные мощные учения. Да такие, что началась расконсервация стоявших в резерве кораблей. Меня и ещё группу офицеров из нашего дивизиона направили в посёлок Черноморское на западе Крыма, где у причалов доживали свой век. несколько законсервированных катеров проекта 205, тех ещё, с ангарами и двигателями М503.

По прибытию немедленно взялись за дело. Вскрыли двери, подали электропитание. В помещених там повсюду стояли поддоны с силикогелем, это такие полупрозрачне горошины из вещества, поглощающего влагу из воздуха. Вся вентиляция была перекрыта, шахты забора воздуха зашиты тонкими металлическими щитами. Сняв один из них, обнаружили нычку - комплект матросской формы три первого срока. Может, кто-то к дембелю решил зашхеритьь, а забрать так и не смог.

Ну, там же жить надо, полез я в ахтерпик, где были дюралевые баки для запасов пресной воды и обнаружил, что алюминиевые же трубопроводы сгнили - при попытке принять воду просто потекли, как будто из марли сделаны. Поскольку дело серьёзное, был с нами командирован и представитель ленинградского завода "Звезда", производившего главные двигатели. Совместно с ним расконсервировали машины, произвели пробный пуск. Без замечаний. Заработали дизель-генераторы. Там-то везде трубы системы охлаждения медные были.

Короче, выйти в море удалось бы , пожалуй, но жить на нём - вряд ли. А уж как воевать - не представляю. Я был сильно занят и не интересовался, что там с оружием и навигацией. В итоге выход в море нам зарубили. А там и учения кончились. Нас вернули в Севастополь, что дальше с этими катерами было, я не знаю.

Вот ещё одна выдержка из статьи адмирала Селиванова, только помните, что это написано несколько ранее. Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи, по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший. Один раз в жизни “Кузнецов” более-менее отогрелся — в Средиземном море. Вот тогда он был настоящим красавцем. А так, он постоянно с замерзшими иллюминаторами. Не должен авианосец зимовать на севере. Он там погибает.
К тому же корабль стоит без дела. Боевой работы нет. А ведь на нём служит почти две с половиной тысячи человек. Две с половиной тысячи человек мерзнут там в ограниченном пространстве и ничего не делают, скучают. Там каждый день то повесится кто-то из экипажа, то порежут друг друга, то убьют.
Почему американские авианосцы всегда в отличном состоянии — они все время в походе, на боевой службе, экипажам некогда заниматься чем попало. “Кузнецов” должен зимовать в Средиземном море, что делалось в те же советские времена, когда все авианосцы на зиму отводились в теплые моря. “Киев” больше всех прослужил, потому что постоянно был в Средиземном море. Он там работал, летал, там командиры отличные росли, люди служили и гордились такой службой.

После написания этих строк прошло определённое время, "Кузнецов" сходил-таки в Средиземку и наконец-то ему поменяют котлы, которые начали течь ещё во время заводских испытаний и песня это продолжалась без конца..

Не знаю, сколько стоит содержать в консервации атомный крейсер. "Адмирал Лазарев" в таком состоянии с 1999 года, а зимы в Приморье тоже не крымские. В 90-е годы все проблемы с содержанием флота решались проще - на металлолом! Начав читать по этой теме, я с удивлением узнал, что помимо атомных подводных лодок и крейсеров у нас было разведывательное судно с атомной энергетической установкой. Желающие могут прочитать о нём, набрав в поисковике: ССВ-33 «Урал». Это удивительный корабль, который был способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара. И вообще, накрывать всю территорию США и окружающей акватории колпаком радиоэлектронной разведки.

-2

Именно контроль за пуском баллистических ракет позволяет нанести ответный удар на самом раннем этапе нападения. Отсутствие наших РЛС на заморских территориях кроме Кубы, насколько мне известно, делало этот корабль бесценным в деле обороны.

Почему его сделали атомным? А потому что баз у нас нет, экономные мы. Если кто помнит, американцы даже давали деньги на утилизацию особо не нравившихся им проектов подводных лодок. Как же можнобыло мириться с существованием такого корабля? "Урал" вступил в эксплуатацию в 1989 году, сделал лишь один боевой поход. Но настали новые времена и уже в 2001 году его вывели из состава флота, а в2016 отправили на иголки.

Вообще-то мощное развитие наш флот получил после Карибского кризиса, когда американцы заявили - если не развернёте суда с ракетами, идущие на Кубу, мы их попросту перетопим. И если это будет началом мировой ракетно-ядерной войны, значит пусть будет. И оказалось, что защитить их мощными конвоями СССР не способен. Горшкова некоторые склонны склонять по разным поводам, но такого строительства военных кораблей не было со времён Петра. И флот наш присутствовал во всех уголках Мирового океана, удерживая всяких "гегемонов" от необдуманных поступков.

Я не верю, что ему удастся вернуть былую мощь, однако хотелось бы, чтобы он был способен служить охлаждающим компрессом для некоторых горячих голов.