И личного состава это, кстати, тоже касается. Кто у нас самые революционные военные были? Солдаты запасных полков и матросы стоявших в гаванях кораблей. А наименее засветились на данном поприще служившие на тральщиках, им не до того было.
Но я не об этом хотел. Помнится, я уже капитан-лейтенантом был (но ещё минус инженером :), когда состоялись очередные мощные учения. Да такие, что началась расконсервация стоявших в резерве кораблей. Меня и ещё группу офицеров из нашего дивизиона направили в посёлок Черноморское на западе Крыма, где у причалов доживали свой век. несколько законсервированных катеров проекта 205, тех ещё, с ангарами и двигателями М503.
По прибытию немедленно взялись за дело. Вскрыли двери, подали электропитание. В помещених там повсюду стояли поддоны с силикогелем, это такие полупрозрачне горошины из вещества, поглощающего влагу из воздуха. Вся вентиляция была перекрыта, шахты забора воздуха зашиты тонкими металлическими щитами. Сняв один из них, обнаружили нычку - комплект матросской формы три первого срока. Может, кто-то к дембелю решил зашхеритьь, а забрать так и не смог.
Ну, там же жить надо, полез я в ахтерпик, где были дюралевые баки для запасов пресной воды и обнаружил, что алюминиевые же трубопроводы сгнили - при попытке принять воду просто потекли, как будто из марли сделаны. Поскольку дело серьёзное, был с нами командирован и представитель ленинградского завода "Звезда", производившего главные двигатели. Совместно с ним расконсервировали машины, произвели пробный пуск. Без замечаний. Заработали дизель-генераторы. Там-то везде трубы системы охлаждения медные были.
Короче, выйти в море удалось бы , пожалуй, но жить на нём - вряд ли. А уж как воевать - не представляю. Я был сильно занят и не интересовался, что там с оружием и навигацией. В итоге выход в море нам зарубили. А там и учения кончились. Нас вернули в Севастополь, что дальше с этими катерами было, я не знаю.
Вот ещё одна выдержка из статьи адмирала Селиванова, только помните, что это написано несколько ранее. Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи, по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший. Один раз в жизни “Кузнецов” более-менее отогрелся — в Средиземном море. Вот тогда он был настоящим красавцем. А так, он постоянно с замерзшими иллюминаторами. Не должен авианосец зимовать на севере. Он там погибает.
К тому же корабль стоит без дела. Боевой работы нет. А ведь на нём служит почти две с половиной тысячи человек. Две с половиной тысячи человек мерзнут там в ограниченном пространстве и ничего не делают, скучают. Там каждый день то повесится кто-то из экипажа, то порежут друг друга, то убьют.
Почему американские авианосцы всегда в отличном состоянии — они все время в походе, на боевой службе, экипажам некогда заниматься чем попало. “Кузнецов” должен зимовать в Средиземном море, что делалось в те же советские времена, когда все авианосцы на зиму отводились в теплые моря. “Киев” больше всех прослужил, потому что постоянно был в Средиземном море. Он там работал, летал, там командиры отличные росли, люди служили и гордились такой службой.
После написания этих строк прошло определённое время, "Кузнецов" сходил-таки в Средиземку и наконец-то ему поменяют котлы, которые начали течь ещё во время заводских испытаний и песня это продолжалась без конца..
Не знаю, сколько стоит содержать в консервации атомный крейсер. "Адмирал Лазарев" в таком состоянии с 1999 года, а зимы в Приморье тоже не крымские. В 90-е годы все проблемы с содержанием флота решались проще - на металлолом! Начав читать по этой теме, я с удивлением узнал, что помимо атомных подводных лодок и крейсеров у нас было разведывательное судно с атомной энергетической установкой. Желающие могут прочитать о нём, набрав в поисковике: ССВ-33 «Урал». Это удивительный корабль, который был способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара. И вообще, накрывать всю территорию США и окружающей акватории колпаком радиоэлектронной разведки.
Именно контроль за пуском баллистических ракет позволяет нанести ответный удар на самом раннем этапе нападения. Отсутствие наших РЛС на заморских территориях кроме Кубы, насколько мне известно, делало этот корабль бесценным в деле обороны.
Почему его сделали атомным? А потому что баз у нас нет, экономные мы. Если кто помнит, американцы даже давали деньги на утилизацию особо не нравившихся им проектов подводных лодок. Как же можнобыло мириться с существованием такого корабля? "Урал" вступил в эксплуатацию в 1989 году, сделал лишь один боевой поход. Но настали новые времена и уже в 2001 году его вывели из состава флота, а в2016 отправили на иголки.
Вообще-то мощное развитие наш флот получил после Карибского кризиса, когда американцы заявили - если не развернёте суда с ракетами, идущие на Кубу, мы их попросту перетопим. И если это будет началом мировой ракетно-ядерной войны, значит пусть будет. И оказалось, что защитить их мощными конвоями СССР не способен. Горшкова некоторые склонны склонять по разным поводам, но такого строительства военных кораблей не было со времён Петра. И флот наш присутствовал во всех уголках Мирового океана, удерживая всяких "гегемонов" от необдуманных поступков.
Я не верю, что ему удастся вернуть былую мощь, однако хотелось бы, чтобы он был способен служить охлаждающим компрессом для некоторых горячих голов.