Теперь, когда мы знаем, как герметизируют камеру сгорания, и как устроена вентиляция картера, можно поговорить о насущном - о расходе масла. Картинки здесь те же самые, а вот слова - о другом.
Если внимательно почитать предыдущие материалы, можно сделать вывод о том, что в исправном двигателе масло расходоваться не должно. Конечно, каждый автопроизводитель пишет в документации, что расход вплоть до 1 литра на 1000 километров пробега является допустимым, но на практике - уровень от замены до замены не должен меняться при условии отсутствия проблем в моторе. К сожалению, никаких подтверждающих документов автор предоставить не может, однако имеющаяся статистика как по личным автомобилям, так и по выборке автомобилей, которые постоянно перед глазами, подтверждает этот тезис.
Собственно, уходить масло может либо наружу двигателя через уплотнения, либо попадать в камеру сгорания. Это, в свою очередь, может происходить по многим причинам. Проще всего выразить это в форме такой картинки:
Прокомментируем каждый из пунктов.
Попадание в камеру сгорания
1) Маслосъемные колпачки - резиновое уплотнение на стержне клапана.
Резина со временем дубеет, изнашивается, вследствие чего перестает снимать масло с клапана, и оно по клапану стекает вниз, в цилиндр.
Симптомом такой проблемы может служить масло на резьбе свечи. Именно на резьбе, нигде больше. Масло, натекающее в камеру сгорания по стержню клапана, при сгорании топлива повышенным давлением "вбивается" в зазор между резьбой свечки и резьбой в головке блока цилиндров (ГБЦ).
2) Маслосъемные кольца на поршне.
Когда маслосъемное кольцо забивается нагаром, или "садится" в канавке, оно перестает выполнять свою работу, приведенную на рисунке. Поршень уходит вниз на такте рабочего хода, и вместе с горящим топливом начинает частично сгорать и масло со стенок цилиндра. Это сизый дым в выпуск, несгоревшее масло в катализатор (он от этого норовит забиться) и очень ощутимый расход масла.
У многих современных двигателей, последовавших моде на даунсайзинг, проблемы с маслосъемным кольцом заложены конструктивно. Если выражаться терминами отечественных ГОСТов - это конструктивный дефект. Недосчитали что-то конструкторы, поэтому в некоторых случаях кольца "садятся" очень рано и "масложор" начинается на еще вполне свежем моторе.
Признак масла в этом случае - характерная "шуба" на той части свечи, что находится в камере сгорания:
3) Неисправность маслоуловителя системы вентиляции картера. Данный пункт является умозрительным. По факту - еще не удалось увидеть ни одной машины с такой проблемой, и сложно представить, как можно добиться такой неисправности. Она будет наблюдаться, например, если маслоуловитель снять совсем. Тогда картерные газы во впуск будут втягиваться прямо с масляной взвесью, которая и будет благополучно гореть в камере сгорания.
Утечка масла наружу
Когда масло утекает - это чаще всего видно просто визуальным осмотром. Выглядит это примерно так:
При том, что симптомы внешне одинаковые, причин может быть несколько.
1) Уплотнения могут просто изнашиваться - хотя бы и от времени. Резина имеет свойство рассыхаться даже без нагрузки, не говоря уже о такой детали, как сальники - уплотнения движущихся частей, где резина испытывает постоянное трение.
2) Однако не всегда повреждение уплотнений вызвано их износом. Часто уплотнения перестают сдерживать масло из-за того, что внутри двигателя присутствует повышенное давление картерных газов. Это, в свою очередь, может происходить, если "залегли" компрессионные кольца на поршнях (тогда с повышенным давлением может не успевать справляться система вентиляции картера), а также из-за проблем с самой системой вентиляции картера - например, из-за забившегося маслоотделителя (у многих машин в регламенте прописана регулярная его чистка) или из-за отказавшего клапана (если он присутствует конструктивно).
3) Еще одной причиной ухода масла может стать "пробитая" прокладка ГБЦ. Как уже говорилось в предыдущем материале, прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность и камеры сгорания, и контура охлаждающей жидкости, и контура смазки. Самая частая неисправность - это "пробой" прокладки, приводящий к попаданию охлаждающей жидкости в камеру сгорания - просто потому, что "рубашка" системы охлаждения ближе всего к цилиндру. Однако бывают и случаи, когда из-за повреждения прокладки "соединяются" контура системы охлаждения и системы смазки.
"Облегченной" версией этой проблемы являются проблемы с теплообменником, который есть, например, на двигателях Opel. Там масло проходит через теплообменник, который "омывается" охлаждающей жидкостью. Это сделано для охлаждения масла, чтобы создать ему более щадящие условия работы. Прокладки теплообменника имеют обыкновение изнашиваться, после чего владелец автомобиля может наблюдать уход масла на щупе и прибавление масла в расширительном бачке системы охлаждения.
Конечно, нельзя сказать, что одна статья разом подвела итог под вопросом причин расхода масла. Однако вышеперечисленные сценарии составляют бОльшую часть всех случаев "масложора". Склонность же к какому-то одному из них определяется конкретной маркой и моделью автомобиля и двигателя.