Здесь был остроумный эпиграф, но мы его удалили, чтобы сократить текст.
Этот материал адресован в первую очередь фотографам, но может быть интересен художникам, кинематографистам, а также всем, кто просто хочет выглядеть красиво. В статье содержится много полезного, поэтому она получилось довольно объёмной, хотя из первого её варианта мы старательно удалили половину текста, а второй вариант сократили ещё на треть. Но если вам лень (или некогда) читать, можете посмотреть короткое видео, которое мы записали для нашего YouTube канала (очень рекомендуем вам на этот канал подписаться). Само видео вы найдёте в самом низу этой статьи.
Итак, к делу. Нас окружает бесконечное множество всевозможных световых условий, при которых мы смотрим друг на друга в разные моменты жизни. Далеко не всегда мы обращаем внимание на то, как свет ложится на лица, хотя от этого сильно зависит привлекательность людей (не только на фотографии).
Освещение включает в себя целый комплекс разных явлений, каждое из которых требует отдельного разговора. Мы обязательно все их разберём в ближайшем будущем по мере наших возможностей и вашей заинтересованности в этом. Ну а сегодня рассмотрим только одну тему «высота источника света», которая может показаться очень простой, хотя на самом деле содержит уйму подводных камней, на которых набивают шишки даже опытные профессиональные фотографы.
Под «высотой источника света» мы будем понимать не абсолютную его высоту, а высоту относительно лица, расположенного вертикально. Рассмотрим простой пример:
Меняя высоту источника света мы получаем разный светотеневой рисунок на лице. Обратите внимание, что чем выше стоит свет, тем длиннее тени от бровей, от носа, от подбородка и от любых других неровностей лица. В целом тени - это не плохо, и каждый фотограф использует их исходя из своей задумки, передавая черты лица портретируемого. Но иногда дело заходит слишком далеко и тени начинают сильно усложнять адекватное восприятие лица, создавая ненужные ассоциации или просто запутывая зрителя.
Рассмотрим крайний случай, который очень выразительно продемонстрирует нам что произойдёт, если поднять свет слишком высоко.
Как видно, выделяются несколько явно проблемных зон, мы будем использовать эти зоны в качестве индикаторов, и обращать на них внимание при дальнейшем разборе.
Вы, наверняка, хотите спросить: «Ну и какой же дурак так поставит свет»?
Да, такой крайний случай верхнего освещения вряд ли кого-то устроит. Но добавим сюда пёстрый фон, чуть высветлим тени, и вот уже начинающий фотограф перестаёт видеть проблемы освещения.
Если на улице нам приходится справляться с проблемой, снимая, например, с более верхней точки или ждать вечера, то в помещении иногда достаточно отодвинуть человека на пару шагов назад.
На этом примере очень светлый нос является для нас самым ярким индикатором плохого освещения, которое мы легко исправили, поставив человека чуть подальше.
Вернёмся к нашему студийному примеру и усложним задачу ещё больше. Помимо уменьшения контраста (заполняющим светом), сделаем плавный переход от света к тени (увеличив размер источника света), и вот уже проблемные зоны стали ещё менее очевидны.
Теперь значительно сложнее разглядеть и понять, с каким освещением мы имеем дело. Но так как мы заранее наметили индикаторы для выявления проблемных зон, то нам уже проще распознать крайне верхнее освещение. Если мы временно увеличим контраст при обработке в графическом редакторе, станет очевидно, что смягчение теней или добавление заполняющего света по сути мало что меняют.
Значительную или даже основную роль всё ещё играет крайне верхний свет, что хорошо видно по светлому носу и тёмным глазам.
Существует довольно много примеров таких ситуаций, когда фотографу сложно распознать крайне верхнее освещение. Приведём некоторые из них, которые особенно часто встречаются на практике.
Классический пример, когда при использовании внешней вспышки, свет перенаправляется вверх в потолок. Часто фотографы считают, что если они направили вспышку в потолок, это решит все проблемы со светом. На деле же ситуация обстоит иначе. Когда фотограф «стреляет» вспышкой в потолок, то получает крайне верхний свет, со всеми вытекающими последствиями.
Убедимся в этом, проиллюстрировав ситуацию «Фотограф со внешней вспышкой в помещении» в разных вариациях.
Первый вариант. Если фотограф будет светить вспышкой напрямую в лицо, то получит слишком грубое освещение, которое многим не нравится. Работать с таким светом можно, но сложно.
Второй вариант - направить вспышку в потолок, чтобы осветить человека светом, отражённым от потолка. Тени становятся мягче, но тут то и кроется опасность - очень сложно распознать крайне верхнее освещение.
Третий вариант используют внимательные фотографы, которые замечают проблему тёмных глаз. Они используют «белую карту», которая часто встроена во вспышку и позиционируется производителями, как элемент, позволяющий добавить блики в глазах. Но чудес не бывает. Нельзя просто добавить блик или осветить только глаза, не изменив освещение в целом. Получается, что смешиваются два разных света: прямой «в лоб» и отражённый от потолка. Такое смешивание производит не лучшее впечатление на зрителя.
Четвёртый вариант, к нашему удивлению, используется фотографами крайне редко. Достаточно просто направить вспышку в тот же потолок, но не строго вверх, а чуть назад. Таким образом мы не маскируем крайне верхнее освещение (как в третьем варианте), а полностью избавляемся от него.
Чтобы лучше увидеть разницу, опять увеличим контраст для всех четырёх вариантов.
Если вам интересна работа с внешними вспышками, рекомендуем также почитать наш цикл статей на эту тему.
Следующий классический пример — съёмка в пасмурную погоду. Бытует мнение, что если погода пасмурная, то свет везде одинаковый и думать про него не надо. Это мнение ошибочное. Такое освещение бывает очень разным и очень сложным, ведь мягкие тени способны запутать даже бывалого фотографа.
Всегда нужно думать, с какой стороны будет идти основная составляющая света. На примере ниже видно, что основной свет падает сверху, и отбрасывает те самые тени, о которых мы говорили вначале.
Обратите внимание, что отбрасывают тени не только крупные неровности лица (нос, брови, носогубные складки), но и мелкие (морщины, поры, шрамы):
Есть простой, но действенный способ справиться с верхним светом — спрятаться от него, а вернее уменьшить его влияние на освещение лица. Хороший вариант - использовать дерево, арку и любые другие подобные объекты.
Если таких объектов поблизости нет, а снимать надо именно здесь и сейчас, то придется соорудить крышу самостоятельно. Для этого используем чёрный флаг.
Свет на этом примере очень мягкий (тени не резкие). Поэтому опять увеличим контраст снимков, чтобы удобнее анализировать свето-теневой рисунок. Опять тёмные глаза, опять светлый нос.
Но будьте внимательны. Не достаточно просто закрыться от верхнего света, нужно всегда думать, а что дальше… Чем теперь будет освещаться лицо.
Может случиться так, что от крайне верхнего света мы избавимся, а вместо этого получим не менее, а может даже более страшного «зверя» — освещение снизу. Поговорим о нём более подробно.
Как видно из примера, лицо освещено снизу, что вызывает странные ощущения у зрителя. Проанализируем эти ощущения.
Двухмерная фотография не может дать нам полного представления о трёхмерном лице. Поэтому мозгу приходится достраивать информацию об объёме, используя косвенные признаки, в том числе распределение освещённых и теневых участков. По этому распределению мы представляем, какие неровности есть на лице, какой у них размер и какая форма.
В нашей жизни большинство источников света светит сверху, а значит мозгу привычнее думать, что все выпуклости отбрасывают тени вниз. Типичный пример — след на песке.
Левый след отбрасывает тени сверху вниз, нам на это смотреть привычнее, сразу понятно, что след вдавлен в песок. Правый след наоборот отбрасывает тени снизу вверх, но мозг в этом сомневается — а вдруг свет всё ещё светит сверху, просто этот след выпуклый. Создаётся иллюзия восприятия, мозг путается. Правый след будет ещё больше казаться нам выпуклым, если уменьшить картинку или посмотреть на неё издалека.
Таким образом, если мы будем освещать снизу выпуклый объект, должна создаваться иллюзия, что этот объект вогнут (вывернут). Проверим, так ли это в случае с человеческим лицом. Возьмём обычную маску, которая с одной стороны выпуклая, а с другой стороны вогнутая.
На примере выше вогнутая маска, освещённая верхним светом, выглядит так, как выпуклая маска, освещённая нижним и наоборот. Мы не стали добиваться полного сходства, но эффект и так хорошо заметен.
Действительно, лицо, освещённое снизу, кажется вывернутым наизнанку. Вот почему оно выглядит таким странным.
Но это мы пока разобрали только общее «вывернутое» впечатление, а теперь присмотримся к деталям и увидим мелкие пакости на лице, которые создаёт нижнее освещение. Эти пакости мы будем дальше использовать в качестве индикаторов, по которым легче идентифицировать нижний свет.
Чтобы сразу ответить на знакомый вопрос: «Ну и какой же дурак так поставит свет?», мы добавили к примеру фотографию с уменьшенным контрастом, на которой сложнее увидеть негативные проявления нижнего света.
К этим проявлениям относятся: тёмный лоб, тёмный нос, «усы Эйнштейна», синяки под глазами. Некоторые фотографы-ретушёры пытаются скрыть эти недостатки при обработке, но чаще всего получается ерунда:
Они, по всей видимости, полагают, что им просто не повезло, попалась модель с тёмным носом и синяками под глазами. Они думают, что проблема решается ретушью, но это не так. Нужно понять причину проблемы и устранить её именно во время съёмки, однако сделать это бывает не всегда просто. Нижний свет коварен, поэтому нужно быть очень внимательным.
В отличие от проблем крайне верхнего света, о которых мы говорили ранее, нижний свет проявляет себя практически сразу, как только источник света начинает опускаться ниже лица человека. Уловить эту грань бывает непросто, особенно, если мы имеем дело с большим источником, например софтбоксом.
В этом случае направление света будет отсчитываться от центра софтбокса. Некоторые фотографы ошибочно полагают, что наклон софтбокса меняет направление света, что если софтбокс наклонить вниз, то и свет на человека будет падать сверху. Это не верно.
Как видно из примера выше, наклон никак не поменял ситуацию, а может быть даже сделал ещё хуже. Да, верхняя часть софтбокса стала ближе к лицу, чем центральная, однако этого оказалось недостаточно, чтобы конкурировать с ней.
Возможно, придирчивый читатель сможет добиться в подобной ситуации успеха, подвинув источник света вплотную к лицу, но в такой ситуации софтбокс начнёт попадать в кадр. Да и это уже тонкости, которые для данного случая практически не характерны.
Короче говоря, только подняв софтбокс выше, мы избавились от нижнего света.
Мы дополнительно соединили все три примера в одну картинку, чтобы вам было проще их анализировать. Плюс,так вам будет удобнее делиться этой информацией с друзьями ;-)
Не стоит думать, что если вы выставили свет в начале съёмки, то про него можно забыть. Часто вылезают такие сюрпризы, на которые не сразу обращаешь внимание, например, когда человек наклоняет голову.
Лучше, чтобы ваша модель наклоняла голову в сторону к свету, а не от света, иначе вы рискуете получить нижнее освещение. Ещё один частый случай, когда фотографируемый человек лёг на кровать или на землю, а фотограф расслабился и перестал думать про свет. Хотя выбор направления здесь будет очень важен.
Ну и самым коварным и беспощадным «королём нижнего света» по праву можно назвать обычный светоотражатель. Казалось бы элементарное приспособление, управлять которым можно научить даже ребёнка, но в этом то и кроется его главное коварство. Многие фотографы наивно полагают, что отражать свет нужно в сторону, противоположную направлению основного света. То есть, например, если солнце светит сверху вниз, то отражать свет нужно снизу вверх. Сами понимаете, к чему это приводит.
Ситуация осложняется тем, что отражатель обычно держат ассистенты, которые ещё меньше понимают в освещении, чем фотографы. Кроме того, держать отражатель снизу намного проще, чем поднимать руки вверх. Кому же охота напрягаться всю съёмку? Лицо подсветили кое как и ладно. Но надо не лениться, старайтесь всегда направлять свет осознанно.
Если вы думаете, что нижний свет создаёт негативный эффект только если он является основным (рисующим), то вы ошибаетесь. Частичная подсветка теневых областей тоже скрывает в себе опасность. Посмотрите на пример ниже, в котором мы подсветили теневую область с помощью отражателя.
Несложно заметить разницу между подсветкой снизу и подсветкой сверху. Посмотрите на ухо вблизи, оно выглядит необычно, как будто вывернуто наизнанку. Также подсветка снизу создала акцентированную тень от одежды на шее и сделала плоским переход от шеи к голове.
Некоторые фотографы вообще настолько боятся теней на лице, что пытаются сделать всё, чтобы избавиться от них. И опять, первое, что приходит им в голову — направить свет со стороны, противоположной основному источнику.
Вот как это часто бывает:
Основной (рисующий) свет направлен сверху, а ему в противовес ставят ещё один источник (или отражатель) снизу. Верхний свет создаёт привычные и понятные тени, а нижний добавляет свои тени, которые направлены вверх и создают эффект вывернутого лица. Лицо становится плоским, появляется второй подбородок, высвечиваются ноздри, тени на одежде выглядят странно.
Кроме того, в глазах образуются дополнительные блики — это отражение нижнего источника света. Лицо с такими нижними бликами в глазах выглядит плаксиво.
Происходит это потому, что слеза обычно даёт свой собственный блик, который также находится внизу глаза, как и отражение нижнего источника света. Вот почему у коз глаза часто выглядят такими грустными:
Кстати говоря, о бликах. Блик в глазу — это ещё один индикатор, на который мы можем ориентироваться при выставлении света.
Если блика нет - свет слишком верхний (как на примере сверху). Если блик внизу — свет нижний. Если блик находится вверху глаза, то большая вероятность того, что мы поставили свет без ошибок, о которых сегодня говорили.
Так что будьте внимательны и всегда думайте, нужен ли вам нижний свет. А он действительно иногда может быть полезен. Свет снизу не всегда нужно избегать, особенно, когда это согласуется с сюжетом нашего снимка. Например, человек, работающий перед ноутбуком должен быть освещён снизу, иначе будет складываться впечатление, что он позирует перед выключенным экраном.
Также люди, сидящие у костра просто обязаны освещаться снизу, потому-что это логично. Но всегда старайтесь, чтобы сам источник света (костёр, свеча, ноутбук, телефон) тоже при этом попадали в кадр. Так зрителю будет легче воспринимать фотографию.
Но если вы наоборот хотите запутать и удивить зрителя, тогда используйте нижний свет в творческих целях. Благодаря такому необычному свето-теневому рисунку лицо выглядит очень мистично или даже пугающе.
Нижний свет также хорош, если нам хочется поиграть с тенями, которые отбрасывает человек на фон. В этом случае нижний свет даёт больше простора для творчества, чем верхний. Хотя всё зависит от вашей фантазии.
Мы очень надеемся эти знания принесут вам пользу, а нам новых подписчиков. А чем больше подписчиков, тем быстрее мы готовим новые интересные материалы. Поэтому делитесь с друзьями этой статьёй, а также этим видео, которое мы записали специально для тех, кто не может читать большие тексты.
Эта статья является частью большой книги по освещению в портрете, которую мы сейчас пишем. Будем рады сделать её ещё лучше с вашей помощью, так что комментарии приветствуются.
Напоминаем, что у нас есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы и взаимопиара — t.me/koldunovs. Если вам нравится то, что мы делаем, пожалуйста, поддержите наши начинания рублём, а то у нас много всяких идей, на которые не всегда хватает денег. Форма для пожертвований прямо здесь внизу. Спасибо!