Некоторые книги давно причислены к классике и само-собой разумеющимся считается, что они несут большую ценность и безусловно являются гениальными. И вот тут есть нюанс – кто определяет «величие» книг? По каким критериям отбираются литературные шедевры?
Конечно есть определенные методики и критерии, но мы не будем их здесь обсуждать, чтобы не «уйти вглубь», ведь действительность такова, что к классике литературы обычно относят книги, интерес к которым не проходит на протяжении длительного времени у большого количества читателей. Вот и все.
На мой простой обывательский вкус многие великие книги сильно переоценены. И я готова рассказать почему.
1. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков
У каждой второй девушки во Вконтакте среди «любимых книг» вы найдете это произведение. Казалось бы откуда такое повальное увлечение? Ведь русскую классику молодежь не то, чтобы очень ценит. Но не знать и не читать «Мастера и Маргариту» даже как-то стыдно. А уж ассоциировать себя с ведьмоподобной Маргаритой – любимое занятие всех недалеких особей женского пола.
Анализ «Мастер и Маргарита» подразумевает погружение в миры, воссозданные писателем. Здесь можно увидеть библейские мотивы и параллели с «Фаустом» Гете. Существует многомерный мир со множеством героев и на, мой взгляд, читать этот винегрет крайне тяжело. Может это моя особенность, но я крайне негативно отношусь к «матрешкам», когда в одно произведение пытаются засунуть кучу персонажей, делают задел и на любовный роман, и на сатиру, и чуть ли не на мистику.
В этом контексте многогранность сродни неразборчивости – намешано, наверчено, разбавлено библейскими цитатами и отсылками к философии – получите, распишитесь великий роман. Я уж молчу про религиозный мистицизм, которым пропитана вся книга. Спасибо, нет.
2. «1984» Джордж Оруэлл
Первая моя мысль после прочтения – зачем я прочла это и как теперь вымыть мозг с мылом? Мне было физически тошно . С одной стороны, если книга вызывает сильные эмоции это хорошо. Но с другой стороны, когда эти эмоции: гадливость, недоумении, отвращение, то сомнительная польза от чтения выходит.
Историю пересказывать нет никакого смысла, т.к. произведение давно растащили на цитаты и даже знаменитое « Большой брат следит за тобой!» тоже из этой книги. Отличный символизм, который прослеживается в повседневном мире - переписка истории, подмена понятий, подстраивание мнения и уклада жизни человека под требования системы. После прочтения , многие замечают свои широко открытые глаза и ощущение, что принял холодный душ. Серьезно? Это все лежит на поверхности и если вам нужно прочесть такую тошнотворную книгу, чтобы понять подобное, то вашим розовым очкам позавидуют даже пятилетние дети.
Отдельно хочу отметить стиль изложения : тягомотный, занудный, растянутый, безжизненный. Герои пластиковые и шаблонные, сама идея, возможно, для времени написания книги и была огненной – сейчас же подобных антиутопий миллион и еще тележка. А уж концовка книги.. Т.к. я стараюсь не ругаться матом, то опущу свои эмоции по этому поводу.
3. «Повелитель мух» Уильям Голдинг
Тут все просто:
- в критической ситуации, когда существует угроза смерти человек часто теряет все человеческое и на первый план выходят животные инстинкты способствующие выживанию и всё с ними связанное.
- обособленный социум всегда порождает свои законы, порядки и иерархию, будь то туземное племя в джунглях или шайка второклашек в элитной гимназии.
- детям свойственна жестокость и склонность к экспериментам.
Эти простые моменты доступны для понимания, но в книге они разжевываются и гипертрофируются на протяжении всего произведения.
Возможно кому-то это может понравится , т.к. присутствует постепенно нагнетающаяся атмосфера необратимости и ужаса. Но меня это и не ужаснуло, не возмутило, не воодушевило – вообще ничего. Для меня это оказалась просто очередная проходная книга о детской жестокости.
Буду признательна за вашу поддержку в виде лайка.
Подписывайтесь на канал. Вам будет полезно, а мне приятно)