В 2017 году российский зритель очень сильно ждал, но так и не дождался проката фильма «Смерть Сталина» - комедийный фильм совместного производства Франции и Великобритании об одной из самых значимых и неоднозначных персон отечественной истории. Фильм запретили к прокату.
В 2018 году в мировой прокат вышел фильм «Курск». Фильм о трагических событиях, унесших жизни 118 членов экипажа одноименной подводной лодки в 2000 г. Фильм к прокату официально не запретили, но на киноэкранах он так и не появился. А российские журналисты всевозможных изданий довольно жестко и критично отозвались о данной ленте. Фильм стал отличной базой для тренировки в злословии и остроумии. В очередной раз иностранный фильм о России удостоился всеобщей негативной оценки: иностранцы снимать о России не умеют, Россию и русских не знают и не понимают, создают шаблонные стереотипные образы, к действительности не имеющие никакого отношения. И вообще они своими фильмами специально издеваются над русским народом и очерняют образ России.
Однако давайте попробуем разобраться, действительно ли так плохи иностранные фильмы о России, кто этим занимается и главное зачем.
Вся зарубежная кинопродукция о России и русских может быть разделена на 4 группы:
1. Кино, являющееся экранизацией произведений русской литературы
Например:
Фильм «Двойник» (реж. Р. Айоади, 2013 г.) с Джесси Айзенбергом в главной роли – по рассказу Ф. Достоевского.
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» был экранизирован США и Италией в 1965 г., главную роль сыграл Омар Шариф (реж. Д. Лин). В 2002 г. США, Германия и Великобритания выпустили мни-сериал «Доктор Живаго» (реж. Д. Кампиотти), одну из главных ролей исполнила Кира Найтли.
Фильмы и сериалы по мотивам романа Л. Толстого «Анна Каренина» снимают кинематографисты с 1910-х годов в Великобритании, Германии, Италии, США и многих других странах. Последняя версия – фильм 2012 г. Джо Райта, роль русской красавицы вновь досталась Кире Найтли.
Другое монументальное произведение Л. Толстого «Война и мир» в 2007 г. стало основой телесериала, производством которого занимались несколько европейских стран, включая Россию (реж. Р. Дорнхельм). А в 2016 г. вышел британский сериал (реж. Т. Харпер).
В 1999 г. любитель российской литературы, британец Рэйф Файнс, его сестра режиссер и брат композитор выпустили экранизацию романа А. Пушкина «Онегин» (реж. М. Файнс).
Сериал «Записки юного врача» (2012 г., реж. А. Хардкасл, Р. Маккиллоп) с Дэниэлом Рэдклифом в главной роли основан на рассказах М. Булгакова.
2. Кино о реальных значимых событиях российской истории
Например:
Фильм «Курск» (2018 г., реж. Т. Винтерберг) с Мией Васиковской и Колином Фертом в главных ролях о гибели всего экипажа российской подводной лодки.
Фильм «К-19» американского режиссера К. Бигелоу был снят в 2002 г. и также повествует о трагедии на российской подводной лодке.
В 2002 г. США, Великобритания и Германия сняли фильм о событиях Сталинградской битвы с Джудом Лоу в главной роли «Враг у ворот» (реж. Жан-Жак Анно).
3. Кино об известных / знаменитых россиянах
Например:
Фильм «Оружейный барон» (2005 г., реж. Э. Никкол) с Николасом Кейджом в главной роли. Был выпущен американскими кинематографистами на волне скандала с Виктором Бутом, обвиненном в незаконной торговле оружием.
В 2017 г. в США вышел фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, в котором речь шла об истории россиянина Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе всю свою семью и затем убившего авиадиспетчера, отвечавшего за злополучный рейс. Действие фильма было перенесено на американскую действительность.
Серийный убийца Андрей Чикатило и история его поимки стали основой фильмов «Гражданин Икс» (1995 г., реж. К. Джеролмо) и «Эвиленко» (2004 г., реж. Д. Греко).
Фильм «Последнее воскресенье» (2009 г., реж. М. Хоффман) – очередной британский фильм с Хелен Миррен и Кристофером Пламмером в главных ролях, посвящен жизни Льва Толстого.
4. Кино с вымышленными персонажами и сюжетами
В этой категории фильмов можно выделить две подкатегории:
(1) фильмы о русских, находящихся в других странах
Например:
Фильм «Порок на экспорт» (2007 г., реж. Д. Кроненберг) с Вигго Мортенсеном, Венсаном Касселем и Наоми Уоттс рассказывает историю «воров в законе», живущих в центре Лондона.
В 2008 г. Гай Ричи выпустил фильм «Рок-н-рольщик», центральную роль в котором играет российский олигарх, живущий в Великобритании и проворачивающий незаконные финансовые операции.
В 2018 г. США и Великобритания выпустили сериал о жизни русской мафии в Великобритании «Макмафия» (реж. Д. Уоткинс).
Голливудский фильм «Солт» (2010 г., реж. Ф. Нойс) с Анджелиной Джоли в главной роли рассказывает историю российских шпионов. Также как фильм «Красный воробей» (2018 г., реж. Ф. Лоуренс) с Дженифер Лоуренс, или французский «Мёбиус» (2013 г., реж. Э. Рошан) с Жаном Джарденом.
(2) фильмы о русских или иностранцах, находящихся на территории России
Например:
Фильм «Транссибирский экспресс» (2008 г., реж. Б. Андерсон) довольно удачно эксплуатирует образ России как огромное заснеженной страны, в которой любого туриста могут ждать опасные приключения.
Фильм «Номер 44» (2015 г., реж. Д. Эспиноса) с Томом Харди, Нуми Рапас и Гэри Олдманом в главных ролях главным образом отличается от других триллеров именно российской геолокацией.
Основные претензии к таким фильмам со стороны российских зрителей и критиков сводятся к тому, что:
во-первых, русские люди в этих фильмах не похожи на русских, а являются грубыми стереотипами;
во-вторых, российская природа и быт не соответствуют реалиям;
в-третьих, самое главное – в большинстве фильмов русские представлены как враги: бандиты, шпионы, мафиози и т.п.
В российском сознании укоренилось представление, что русский в иностранном кино – это всегда негативный, отрицательный персонаж. Эта точка зрения не безосновательна, но все же далека от реальности.
Так зачем они снимают кино о русских?
1. Экранизации русской литературы.
Художественные произведения – это универсальное богатство всего человечества. Книги читают и экранизируют в самых разных странах. Во времена СССР было снято огромное число экранизаций произведений иностранной литературы: «Три мушкетера», «Чиполлино», «Карлсон», «Мио, мой Мио» и многие другие. А русские кинопроизведения «Волшебник в изумрудном городе», «Винни-пух» и «Буратино» вообще можно смело обвинять в плагиате.
Поэтому высказывать негатив по поводу того, что какая-то страна сняла фильм по российскому литературному произведению абсолютно глупо. К тому же, ни одну из существующих зарубежных экранизаций невозможно обвинить в намеренной дискредитации первоисточника.
2. Фильмы о значимых российских персонах и исторических событиях.
Логика тут простая – это наши события, наши люди и снимать кино о них должны мы, а не иностранцы. Эта логика совершенно справедлива. Русские же не снимают фильмов о 11 сентября или о королеве Великобритании. Но проблема в том, что русские также не снимают фильмы о Октябрьской революции или о Гагарине.
Россия – великая страна. Она занимает 1/9 часть суши от всей планеты Земля. Она играла и играет большую роль в мировой истории. Множество российских деятелей культуры и политики являются персонами мирового масштаба. Естественно, что миру интересны фильмы о России и русских. Но российские кинематографисты абсолютно не удовлетворяют имеющийся спрос (вместо этого снимая какие-то патриотические и развлекательные ленты, которые годятся только для внутреннего кинопроката). Спрос всегда рождает предложение – именно поэтому иностранные кинокомпании и берутся за реализацию фильмов про российскую историю и современность.
Обычно фильмы о русских снимает не Голливуд, а различные европейские компании – самым значимым европейским кинопроизводителем является Великобритания. Именно Соединенное королевство и отвечает за большую часть фильмов о России. Так как потенциал таких фильмов достаточно велик, к их реализации привлекают не огромные, но достаточно большие бюджеты. Часто в таких фильмах можно видеть звезд мировой величины. Говорить о том, что в таких фильмах образ России и русских имеет дискредитирующий характер – неверно. Это обычное кино, снятое по стандартным сценарным лекалам и в достаточной (для художественного кино) степени опирается на действительность. Обычное кино, просто про русских.
3. Фильмы с выдуманными персонажами и сюжетами.
Вот в таких фильмах сложно не увидеть и не признать, что русские в глазах иностранцев – исчадье незаконности, бандитизма и всего плохого. Русские в огромном количестве фильмов, в том числе в фильмах, где они появляются в качестве второстепенных персонажей, - это какие-то грозные, опасные, недружелюбные персонажи связанные с нарко- и работорговлей, мафиозными делами, проституцией и т.п. К тому же все как один склонны страдать хроническим алкоголизмом, не умеют разговаривать без мата, сидели в тюрьме и там накололи себе кучу татуировок.
Обилие негативных российских образов в кино требует исторического очерка. Дело в том, что мировой кинематограф, несмотря на его творческую основу и динамичность, во многом придерживается установленных правил, норм и шаблонов. В кино очень много шаблонных сюжетов и стереотипных персонажей. Именно они и позволяют кинематографу быть не только искусством, но и стабильным крупным и предсказуемым бизнесом.
В 1940-е годы, во время Второй мировой войны, США, многие европейские страны и СССР были союзниками. Но когда война закончилась, союзники превратились во врагов и началась так называемая Холодная война. Помимо США негативные отношения у СССР сложились и со многими европейскими странами. Именно тогда появился и сформировался общеизвестный узнаваемый образ красного врага-коммуниста.
Казалось бы, Холодная война давно окончена, СССР вообще прекратило свое существование, мир и Россия живут в другой реальности. Кинообраз стереотипного русского должен был бы кардинально измениться, но нет. Русские, если это фильм о прошлом – это коммунисты и шпионы; если о настоящем - это бандиты и шпионы.
Общеизвестный и понятный образ «плохого злого русского» уже стал частью мировой кинокультуры.
Основа любого фильма – это шахматный противоборствующий мир: есть фигуры белые (хорошие) и есть фигуры черные (плохие). Когда сценаристам нужен негативный персонаж, у них всегда под рукой должны быть понятные, не требующие разъяснений и биографических справок герои. Не важно, будет это азиатский якудза, итальянский мафиози, немецкий фашист или русский бандит. Его можно просто ввести в цепь повествования и любой зритель в любой точке мира поймет кто это и чего от него можно ожидать.
К тому же если иностранные фильмы в негативном свете показывают российское правительство – то это опять же не является какой-то целенаправленной антипропагандой России. В большинстве случаев – это простое требование драматургии кинопроизведения. Более того, европейские и американские кинематографисты абсолютно свободно снимают резко негативные фильмы о собственных действующих политических деятелях (например, британский и американский сериалы «Карточный домик» или «Призрак» (2010 г., реж. Р. Полански)). Такие фильмы вызывают резонанс, но их никто нигде не запрещает. Высказывать критику – это абсолютно нормально как для документального, так и для художественного кинематографа. Это собственно, одна из ее главных задач – отражать действительность и показывать различные ее проблемы.
--
Так уж сложилось, что в мировой интернациональной культуре сложился такой образ о русских. Конечно, этот образ стереотипный и неправдоподобный, но он есть и долго еще будет. Точно также как вампиры обязательно должны бояться солнечного света, а африканские аборигены обязательно пожирают людскую плоть.
Если Россия хочет, чтобы этот образ изменился и этот стереотип не был таким сильным, то все в ее руках. Кино – это мир магии. Порой один единственный фильм может создать абсолютно новый образ, который превратится в прототип для миллионов других кинолент.
Мало кто сейчас вспомнит, но до появления на экранах кинотеатров ванильных «Сумерек» (2008-2012 гг.), образ вампиров был исключительно зловещим, как в фильмах «Блэйд» (1998-2004 гг.) и «Другой мир» (2003-2016 гг.). Но сумеречная сага заставила абсолютно весь мир пересмотреть стереотип под названием «вампир». Вместо того, чтобы негативно оценивать зарубежные фильмы о России и русских, российским кинематографистам и Министерству культуры следует задуматься над тем, как снимать фильмы, которые заставят мир по-новому взглянуть на нашу страну.
Это не сложно, ведь всего-лишь нужно начать снимать фильмы о том, что интересно зрителям – и российским и иностранным. Ведь на сегодняшний день нет ни одного достойного российского фильма о Гагарине, о Королеве, о Пушкине, о Лермонтове, о Достоевском, о Толстом, о Ломоносове, о Менделееве, о Чайковском, о Ленине, о путче, о советских лагерях… нет ни одной достойной мировой славы экранизации русской классической литературы….