В этом обзоре рассмотрены две вселенные из жанра фэнтези: веселое и иронично-безумное творчество Терри Пратчетта, а также неоднозначный и бесконечно увлекательный мир Льюиса Кэрролла. Сразу же акцентирую внимание на том, что оба писателя родились и создавали свои шедевры в Англии.
Каждый из них творил в свою эпоху, а объединяло их то, что они были привержены жанру фэнтези. Несомненно, как не бывает двух одинаковых людей, так и не бывает двух одинаковых творческих путей. Терри Пратчетт, как представитель более современного периода фэнтезийного творчества, склонен описывать персонажей этого мира, которые полностью современны и узнаваемы для нас. Их заботы очень схожи с заботами людей XXI века. При этом персонажи Льюиса Кэрролла в основном являются прообразами людей XIX века. Оба писателя добавили в жанр свои неповторимые сюжеты: Кэрролл – сумел заинтересовать читателя, озадачив его вопросом: «Насколько глубока кроличья нора», показав мир зазеркалья. Пратчетт придумал сценарий невероятно увлекательного «Плоского мира» с его обитателями! И прежде всего, каждый из них в душе оставался тем самым ребенком, которому было интересно познавать этот удивительный и необъятный мир.
Терри Пратчетт рассказывает: «Плоский мир» возник как противоядие к плохому фэнтези, поскольку в конце 70-х жанр фэнтези претерпел большой всплеск, и очень многое из всего этого было вторично – авторы не привносили в жанр ничего нового». Свежей струей стали три ярчайших романа, вошедшие в цикл «Плоского мира»: «Цвет волшебства», «Безумная звезда» и «Творцы заклинаний». Благодаря удачному сочетанию тонкого юмора и глубоких, но ненавязчивых философских размышлений, писателю удалось увлечь своего читателя в мир, полный неожиданных поворотов и ярких событий.
Чтобы понять замысел, который каждый из авторов вкладывал в свои произведения, давайте проанализируем их жизненный путь. И безусловно один из важнейших этапов становления внутреннего мира любого человека – это, конечно же, детские переживания и приключения.
Льюис Кэрролл, будучи сыном приходского священника в небольшой английской деревне, рос среди семи сестер и четверых братьев умным и сообразительным, но родителей смущало, что он был левшой. Они пытались запретить ему писать левой рукой, что впоследствии оказало воздействие на психику Льюиса. Кстати, сразу упомяну тот факт, что псевдоним – в какой-то степени и является настоящим именем писателя. Многим известно, что Льюиса Кэрролла на самом деле зовут Чарльз Лютвидж Доджсон. Однако имя, под которым вышли в печать книги о приключениях Алисы, тоже настоящее – просто несколько переосмысленное. Писатель и математик взял свои настоящие имена «Чарльз Лютвидж», перевел их на латынь – получилось «Карл Людовик». После чего он снова перевел их на английский, взяв другие аналогии – «Кэрролл Льюис» – и поменял их местами. Непросто, правда? Зато как оригинально!
Терри Пратчетт, напротив, рос и воспитывался единственным ребенком в семье. Любовь к чтению начал проявлять еще с самого раннего детства! Вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Его желанием на тот момент было всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, так как он был истинным гуманитарием. А начался его писательский путь с того, что в одиннадцать лет он вопреки всему поступил в школу с техническим уклоном. Свой первый рассказ – «Бизнес Аида» Терри Пратчетт опубликовал в школьном журнале в тринадцать лет, а спустя два года, в 1963г. и в "настоящем" журнале «ScienceFantasy». За эту публикацию писатель получил свой первый гонорар – 14 фунтов.
Несмотря на ряд подобных противоречий, которые имелись в начале становления каждого из писателей, их объединяло то, что они точно знали – им предстоит творить и создавать свою новую реальность!
Персонажами главных и второстепенных ролей часто становились очеловеченные животные и предметы, а так же различные сказочные герои. Так у Терри Пратчетта очень разнообразно описывается образ ведьм. Характер каждой из них представлен автором очень ярко, выразительно, в свойственной ему манере доброго юмора и тонкой иронии. Матушка Ветровоск – самая могущественная ведьма из всех. Но главный ее секрет не в колдовском мастерстве, а в том, что она называет "головологией". Это наука о людской психологии, разработанная и активно используемая самой Матушкой. Эсмеральда Ветровоск тонкий психолог. Она прекрасно понимает, что нужно людям. Например, один из ее рецептов – "аква с цукором". Под сложным латинским наименованием скрывается обычная подслащенная вода. Но, веря в то, что это исключительно сильное колдовское лекарство, люди выздоравливают. Это совершенно не значит, что Матушка Ветровоск – шарлатан. Ей доступно сложное ведьмовское мастерство – "заимствование". Матушка способна перенести свою личность в разум животного – совы, мыши, кролика, мухи и даже пчелы. Во время заимствования тело матушки неподвижно, кожа бледна, дыхания почти нет. Поэтому, перед заимствованием, Матушка берет в руки картонку с надписью – "Я не умерла". У Матушки очень суровый характер. Пратчетт подчеркивает ее железную волю и абсолютную уверенность в себе. Гита Ягг – низенькая, круглая старушка, противоположность высокой и худой Матушки Ветровоск. У нее было четыре мужа и неисчислимое количество романов. У нее много детей и очень много внуков. Жизнелюбие и оптимизм – основные черты характера Нянюшки Ягг. Она любит много и вкусно покушать, покурить трубку и выпить своего фирменного самогона – яблочной укипаловки. Достигнув нужной "кондиции", Нянюшка залезает на стол и, аккомпанируя себе на банджо, исполняет "Песню про ежика", от которой краснеют даже взрослые мужчины.
Каждый из героев книг Льюиса Кэрролла как минимум необычен, а в каком-то роде даже странноват. Так Кэрролл в приключениях Алисы интересно обыграл образ кролика, который до абсурда подчеркивает такие черты человеческого проявления как английская пунктуальность. Он постоянно следит за временем и при этом вечно куда-то торопится, бормоча себе под нос: «Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю». Прообраз самой Алисы тоже вызывает особый интерес, который создал сам автор. До самой смерти Льюис Кэрролл отрицал, что его персонаж списан со своей знакомой одиннадцатилетней подружки Алисы Лиддел. Путая карты, как заправский Шляпник, Льюис Кэрролл оставил своим потомкам длинную вереницу непроверенных, неподтвержденных, спорных истин о себе, о своей жизни и о жизни своего главного творения – «Алисы в стране чудес», оставляя читателей наедине с призраками своего собственного сознания, наедине с самим собой.
Таким образом, проследив две линии судеб великих литературных деятелей из разных эпох, хочется отметить тот факт, что у каждого из них был свой неповторимый путь. А объединяло их одно – это желание оставить этому миру частичку себя, внести в него некую разницу, которая позволяла бы читателям взглянуть на многие вещи с другой стороны. И мир, который они оставили после себя – это уже иная реальность. Реальность, в которой каждый может вершить свою судьбу, основываясь на совершенно новых представлениях о себе и окружающей действительности.
Владимир Чивилихин