«Обогревшись и вылечившись от своего недомогания, но не от своего гнева, я как истинный солдат, решил выкурить сигару на тротуаре этой замечательной улицы. Я должным образом отругал себя за то, что так безудержно поддаюсь гневу, и сказал себе: «ira furor brevis», — рассуждал главный герой романа Стендаля «Записки туриста».
Латинская фраза «ira furor brevis», произнесенная им, переводится на русский как «гнев — безумие на миг». Фраза присутствует в стихотворных письмах Горация под названием «Послания».
Гнев похож на безумие больше всего на свете: недаром «началом безумства» называется гнев у Энния. Цвет лица, звук голоса, взгляд и дыхание, неспособность управлять речами и делами, — разве во всем этом гнев не близок безумию? Что может быть отвратительнее, чем у Гомера ссора Ахилла с Агамемноном?
Существует и более привычная нам формулировка подобной мысли: «гнев — начало безумия» (лат. «Ira initium insaniae est»). Употребил ее в трактате, посвященному Бруту и этике, политик, оратор и философ Цицерон.
Так или иначе, смысл крылатого выражения предельно ясен и поражает меткостью. Однако можно немного поспорить с мудростью латинской фразы. Ведь гнев в разумных пределах может быть полезен, а его сдерживание способно навредить здоровью.
Наш канал в Telegram: @antike и страница во ВКонтакте
Выражение «выпустить пар» ясно дает понять, что если этого не сделать вовремя, то сосуд может попросту разорвать. Еще один повод к размышлениям — слова публициста Януша Васильковского: «Смело выходи из себя, если другого выхода нет».
- Литература: wikipedia.org // dic.academic.ru // Марк Цицерон: «Тускуланские беседы» // Стендаль: «Записки туриста»