О военной службе доктора Джона Хемиша Ватсона мы узнаём в первых строках повести Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах»:
«В 1878 году я окончил Лондонский университет, получив звание врача, и сразу же отправился в Нетли, где прошел специальный курс для военных хирургов. После окончания занятий я был назначен ассистентом хирурга в Пятый Нортумберлендский стрелковый полк. В то время полк стоял в Индии, и не успел я до него добраться, как вспыхнула вторая война с Афганистаном. Высадившись в Бомбее, я узнал, что мой полк форсировал перевал и продвинулся далеко вглубь неприятельской территории. Вместе с другими офицерами, попавшими в такое же положение, я пустился вдогонку своему полку; мне удалось благополучно добраться до Кандагара, где я наконец нашел его и тотчас же приступил к своим новым обязанностям.» (Этюд в багровых тонах.)
По тем временам, для медика Ватсона поступление на военную службу открывало широкие перспективы. Предоставляло возможность посмотреть мир, благо гарнизоны находились по всему свету и продвинуться по карьерной лестнице (всё лучше, чем прозябать в заштатной больнице). Кроме того, армия давала приличный заработок (до 200 фунтов в год), бесплатное питание, жильё, а после десяти лет службы возможность уйти в отставку с половинным жалованием.
Военное медицинское училище в Нетли производило набор слушателей на пятимесячные курсы дважды в год. По всей видимости, сдав экзамены, доктор Ватсон был принят на учёбу в 1879 году. В ходе обучения слушатели изучали военную хирургию, патологию, гигиену в полевых условиях. Кроме того, слушателям прививалась любовь к военной форме, армейским традициям и дисциплина, в том числе и путём привлечения к различным смотрам. Особое внимание уделялось военной бюрократии (куда без этого!) - составлению отчётов, заявок и бланков. Проводились и полевые занятия, в ходе которых слушатели размещали на местности отхожие места, перевязочные пункты, полевые кухни.
Вопреки собственному утверждению, доктор Ватсон должен был выпуститься не «ассистентом хирурга», а по окончании курсов получить специальное медицинское воинское звание «хирург», приравненное к званию армейского лейтенанта. В то время медики с большим натягом считались офицерами. Они имели статус прикомандированных к военным структурам гражданских лиц и не обладали реальной властью. Звание «ассистент хирурга» было упразднено в британской армии в 1873 году, задолго до поступления Ватсона на военную службу.
Что касается прикомандирования к Пятому Нортумберлендскому стрелковому полку, то в указанный период в Индии находился только первый батальон прославленного полка. Батальон с самого начала принимал участие во второй Афганской кампании 1878-1880 г.г., однако не участвовал в серьёзных боевых действиях, а был больше замечен в проведении карательных рейдов.
Кампания началась достаточно успешно, однако доктор Ватсон, жаждавший славы и успеха, пропустил тот период, когда англичане въехали в Афганистан верхом на вороном коне. Мало того, подобно знаменитому учёному-географу Жаку Паганелю, он отправился на розыски своей части в другую сторону. Нортумберлендский батальон в течение всей кампании действовал на северо-востоке Афганистана и в районе Пешавара (территория современного Пакистана), в то время как доктор Ватсон благополучно прибыл в Кандагар (юг Афганистана), по всей видимости, очень удивив своим появлением представителей гарнизонной комендатуры.
Как дальше вспоминает сам Ватсон, -
«Я был переведён в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде.» (Этюд в багровых тонах.)
Ну а что делать с такими заезжими студентами в армии всегда знали. Как говорится, - не ты первый, не ты последний! По всей видимости, местное командование, не долго разбираясь, просто включило его в состав ближайшей воинской части. Тем более, что служба медиком, не должна была быть уж слишком обременительной (по сравнению с полевыми офицерами). Для Ватсона, шанс оказаться в гуще боевых событий был минимальным. В бою его место было в тылу, в палатке полевого хирурга, на перевязочном пункте.
Тем не менее, в составе 66-го Беркширского пехотного полка доктору Ватсону довелось принять участие в одном из главных сражений второй Афганской кампании.
27 июля 1880 г. у деревни Майванд против 2,5 тысяч британцев выступили 25 тысяч афганских воинов. Сражение закончилось полным разгромом англичан. Британские части, атакованные с трёх сторон, поддались панике и обратились в бегство. Большая часть британской пехоты попала в окружение и была перебита. В садах у деревни Хиг, почти в полном составе полёг один из батальонов Беркширского полка. Доктор Ватсон остался в живых только чудом:
«Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию. Вероятнее всего я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мюррея, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей.» (Этюд в багровых тонах.)
Остатки английских войск добежали до Кандагара, где просидели под осадой до 1 сентября 1880 г., пока к ним на выручку из Кабула не подоспел отряд генерала Робертса, в тяжёлых условиях совершивший 320 - мильный переход. Жаркий климат, антисанитария, нехватка медикаментов и плохая вода окончательно добили доктора Ватсона и о продолжении службы не могло быть и речи:
«Измученный раной и ослабевший от длительных лишений, я вместе с множеством других раненых страдальцев был отправлен поездом в главный госпиталь в Пешавер. Там я стал постепенно поправляться и уже настолько окреп, что мог передвигаться по палате и даже выходить на веранду, чтобы немножко погреться на солнце, как вдруг меня свалил брюшной тиф, бич наших индийских колоний. Несколько месяцев меня считали почти безнадежным, а вернувшись наконец к жизни, я еле держался на ногах от слабости и истощения, и врачи решили, что меня необходимо немедля отправить в Англию. Я отплыл на военном транспорте «Оронтес» и, месяц спустя, сошел на пристань в Плимуте с непоправимо подорванным здоровьем...» (Этюд в багровых тонах.)
Так или иначе, но, вернувшись к гражданской жизни, доктор Ватсон не любил вспоминать о военной карьере, а тем более и упоминать своё воинское звание:
«Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастья.» (Этюд в багровых тонах.)
Доподлинно известно, что в память о военной службе, помимо подорванного здоровья, у доктора Ватсона остались только две вещи - короткоствольный крупнокалиберный револьвер «Веблей» № 2 и курьерская сумка для хранения армейской переписки, с выведенной краской надписью «Джон Х. Ватсон, доктор медицины. Индийские королевские войска».
В продолжение темы переходите к следующей статье:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАГРАДАХ ДОКТОРА ВАТСОНА
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.