Найти в Дзене
WAYTOSTART

Управление репутацией в интернете

Оглавление

Какова роль управления репутацией в социальных сетях и поисковой выдаче для современного бизнеса в современном медийном пространстве, как оценить текущую репутацию организации и как работать с негативом?

Новое время — новые вызовы

Интернет в корне изменил способы управления организациями и бизнесом, но также он изменился сам. Теперь все процессы и решения вращаются вокруг информационных технологий, социальных сетей, мобильных устройств и «интернета вещей». И все это ставит новые задачи перед пиарщиками, переговорщиками и пресс-службами. Руководитель в практически любой сфере вынужден иметь дело с возможностями и трудностями диджитал-эры.

Одним из основных вызовов для компаний и публичных лиц становится управление репутацией в интернете. Репутация руководителя может серьезно повлиять на прибыль предприятия. Негативная информация в поисковой выдаче может повлиять даже на результаты выборов. Имидж, который строился годами, может быть разрушен в один день.

Вне зависимости от того, столкнулись ли вы с кризисом управления, или ваша компания стремится защитить свой бренд от потенциальных угроз, вам придется вложиться в формирование и управление репутацией в сети интернет.

О вас говорят

Существует множество предубеждений и ошибочных мнений относительно работы с репутацией в интернете. Некоторые люди думают, что управление репутацией в интернете (SERM, Search Engine Reputation Management) сводится к мониторингу социальных сетей, в то время как другие думают, что это как-то связано с пиаром, и ни первые, ни вторые не понимают, каким образом это влияет на бизнес и продажи.

В этом тексте мы постараемся объяснить роль управления репутацией в социальных сетях и поисковой выдаче для современного бизнеса в современном медийном пространстве, а также рассказать о том, как оценить текущую репутацию организации и как работать с негативом. Любая компания любого масштаба может получить ощутимую выгоду от понимания базовых принципов защиты деловой репутации в интернете.

Еще несколько лет назад интернет был совсем другим. Компании не старались превратить клиентов в сторонников, а взаимодействовали с ними как с пассивными потребителями: люди не могли во всеуслышание заявить свое мнение, так что взаимодействие по большей части было односторонним. Теперь ситуация поменялась: каждый вебсайт стремится иметь раздел с отзывами, взаимодействовать с потребительской аудиторией через соцсети.

Когда управление репутацией в интернете особенно важно

Бывают моменты, когда репутация в интернете особенно важна, но на самом деле анализом репутации в интернете и ее улучшением стоит заниматься непрерывно: хорошая репутация может стать необходимой в любой момент. Перечислим ситуации, когда репутация компании или магазина (или интернет-магазина) особенно важна:

  • При закрытии сделки;
  • На начальных этапах партнерства;
  • При соискании на государственную должность;
  • Когда клиенты изучают отзывы о вашей компании;
  • При выходе на новую аудиторию;
  • При запуске проекта, стартапа;
  • Во время поиска работы;
  • При просьбе о повышении (повышении зарплаты);
  • При контактах с коллегами;
  • При общении с журналистами.

88% респондентов утверждают, что отзывы в интернете оказывают влияние на выбор при покупке. Отзывы опережают по значимости информацию на официальном сайте, авторские статьи и телевизионную рекламу. Поэтому негативные отзывы способны снизить эффект от рекламы, снизить продажи, перетащить часть потенциальных клиентов к конкурентам.

92% американских работодателей «пробивают» соискателей по интернету, причем 34% отказов кандидатам связано именно с интернет-репутацией. В штатах весьма распространен найм через Фейсбук.

Обратите внимание не приведенный выше перечень: к некоторым пунктам можно успеть подготовиться заранее, но некоторые, например, привлечение новой аудитории или клиентская проверка отзывов — это непрерывный процесс, с которым надо работать постоянно. Поэтому о позитивных отзывах следует позаботиться заранее.

В наши дни инструменты репутационного менеджмента в интернете используют не только крупные бренды, но и средний и малый бизнес.

Вызов открытости

Сегодня все говорят об «открытости и прозрачности» - это глобальный тренд. Новый стиль коммуникации с обществом предполагает открытость к критике и предложениям извне. Что включает в себя западная концепция прозрачности:

  • Разрешение работникам компании публично высказываться о продуктах и услугах бренда;
  • Постоянный запрос на отзывы и комментарии пользователей;
  • Не замалчивание критики, а готовность к открытому диалогу.

Однако проще сказать, чем сделать! У большинства малых и средних компаний нет достаточных средств на пиар, и они не в состоянии поддержать концепцию прозрачности. В результате, предпринимаемые ими шаги оказываются недостаточными или неверными. Открытость — это риск, но в долгосрочной перспективе закрытость может оказаться еще рискованней.

Провалы управления репутацией

Риски, связанные с открытостью, подкосили многие компании. За открытость приходится расплачиваться. Если вы заявили, что готовы услышать мнение потребителей, то будьте готовы и адекватно на это мнение реагировать.

Например, как вы планируете действовать, если:

  • Ваша продукция или услуги столкнутся с валом критики?
  • Ваши сотрудники не понимают, как себя правильно вести в социальных сетях?
  • Ваши конкуренты попытаются использовать вашу открытость против вас?

Вот почему надо быть всегда готовым проверить и исправить свою репутацию, если уж вы живете в эпоху интернета.

Приведем три примера провального управления репутацией эпохи диджитал:

  • Пиар-директор российской ветви «Леруа Мерлен» Галина Панина навлекла на свою компанию поток критики из-за неадекватного поведения в соцсетях, где она презрительно отзывалась о россиянах. Всех, не разделявших ее позицию в Фейсбуке, она уничижительно именовала «ваткой». Причем компания первоначально попыталась прикрыть свою сотрудницу, что вызвало еще больше негатива в адрес «Леруа Мерлен».
  • «Dark Horse Café» получила твит с критикой по поводу недостаточного числа электрических розеток в ресторанах сети. Компания ответила довольно резко: «У нас кофейни, а не офисы, нам розеток хватает». Нечего и говорить, что такая защитно-агрессивная реакция ни к чему хорошему не привела. В блогах этот пример рассматривается как классический случай провального пиара.
  • В адрес «Nestlé» в сети появилась критика в плане воздействия на окружающую среду. Компания предпочла промолчать. Это вывело интернет-сообщество из себя, так что под давлением критики «Nestlé» оказалась вынуждена закрыть доступ к своей интернет-странице. Выводы? Не надо делать вид, что ничего не происходит — люди заставят себя услышать. Лучше отреагировать на критику как можно раньше.

Этапы управления репутацией

Стандартная схема управления имиджем компании включает четыре основных этапа:

  • Проверка и анализ репутации. На данном этапе проводится аудит информации в поисковой выдаче (топ-20 Яндекс и Гугл). Составляется подробная оценка текущего состояния репутации бренда. Разрабатывается коммуникационная стратегия с контент-планом.
Распространение положительной информации. Этот этап предполагает наполнение социальных сетей, форумов, блогов и тематических сайтов позитивными комментариями и отзывами. Негативные дискуссии глушатся за счет активного вброса позитива. Также на данном этапе особенно важны официальные ответы на наиболее важные запросы извне.
Распространение положительной информации. Этот этап предполагает наполнение социальных сетей, форумов, блогов и тематических сайтов позитивными комментариями и отзывами. Негативные дискуссии глушатся за счет активного вброса позитива. Также на данном этапе особенно важны официальные ответы на наиболее важные запросы извне.
  • Удаление негатива, очистка выдачи. В ТОП поисковой выдачи продвигаются сайты, наполненные позитивными отзывами, а ресурсы с негативом «топятся», нивелируются и выводятся на нижние позиции поисковиков.
  • Защита и удержание достигнутого уровня репутация. Этот этап требует продолжения мониторинга состояния имиджа, отслеживания упоминаний и отзывов. Стратегия корректируется, переводится из кризисного режима в стандартный.

Если все сделано правильно, то количество позитивных площадок увеличивается, и это положительно сказывается на динамике продаж.

Выводы

Помните, люди верят отзывам в интернете больше, чем рекламе. Об этом говорят современные исследования. Причем даже фейковые позитивные отзывы оказываются действенным инструментом, повышающим доверие потребителей.

Не важно, нужна ли вам отличная репутация в интернете прямо сейчас. Даже если она понадобится в будущем — а это обязательно произойдет — важно уделять внимание тому, что говорят о вас в сети, какой след вы оставляете за собой, что увидит клиент, желающий узнать о вас побольше. Да, интернет быстро развивается, но он ничего не забывает. Новостные сюжеты или нелицеприятные фото десятилетней давности могут все еще появляться на первой странице поисковой выдачи Яндекс и Google.

Обратитесь к профессионалам для защиты имиджа своей компании.