Найти тему

Раз киноглаз — два киноглаз

Что снимали и показывали о Первой мировой войне в Российской империи и раннем СССР?

Советский кинопром был суть продолжением кинопрома Имперского: в царской России были применены и опробованы не только базовые технические новшества, определившие само направление развития отечественной киноиндустрии, но и разработаны многие идеологически-административные аспекты существования кинематографа в качестве автономной институции.

Новый кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев». Фото. Начало XX в. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)
Новый кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев». Фото. Начало XX в. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)

В Российской империи возникла та съемочно-прокатная инфраструктура (Москва считалась столицей имперской киноиндустрии), которая впоследствии с успехом использовалась в советские годы. К сожалению, из 2700 (и это только из известных нам сегодня) кинокартин, снятых в дореволюционные годы, только 300 фильмов "дожили" до наших дней.

Из этого числа нам известно несколько десятков военно-патриотических кинолент, выпущенных в прокат в период с 1914 по 1917 годы. Одна из них — короткометражная военная комедия "Долой немецкое иго!" (1914). К счастью, с фильмом можно ознакомиться на Youtube.

"Долой немецкое иго!" (1914), «Братья Пате» контора «Глобус».
"Долой немецкое иго!" (1914), «Братья Пате» контора «Глобус».

Фильмы раннесоветского периода зачастую делают акцент на пережитую простым народом войну, как фактор политического "прозрения", неизменно приводящего в ряды большевиков. Фильм "Конец Петербурга" (1927), в котором была использована кинохроника 1913 г., описывает путь крестьянина через нищую жизнь в деревне, отход на завод, участие в бунте, тюрьму, окопы Первой мировой войны к штурму Зимнего дворца на стороне большевиков.

"Конец Петербурга" (1927). Реж.: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер
"Конец Петербурга" (1927). Реж.: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер

Немые киноленты "Первый корнет Стрешнев" (1928) и "Бог войны" (1929) — дебютные работы режиссёра Ефима Дзигана, автора "Мы из Кронштадта" — также посвящены подобному "прозрению", которое в первом случае произошло с участником войны в 1917 году на Кавказском фронте, во втором — на Западном.

"Первый корнет Стрешнев" (1928). Реж. Ефим Дзиган
"Первый корнет Стрешнев" (1928). Реж. Ефим Дзиган

В обоих случаях главные герои — русские солдаты.

"Бог войны" (1929). Реж. Ефим Дзиган
"Бог войны" (1929). Реж. Ефим Дзиган

Фильм "Окраина"(1933) повествует о боевом пути на фронтах Первой мировой заводского рабочего Николая Кадкина и его младшего брат Сеньки.

"Окраина" (1933). Реж. Борис Барнет
"Окраина" (1933). Реж. Борис Барнет

Кинофильм "Последний маскарад" (1934) производства Госкинпрома Грузии повествует о молодом человеке из Грузии по имени Мито, который, отсидев в тюрьме за подпольную революционную деятельность, по освобождении отправляется на фронт.

"Последний маскарад" (1934). Реж. Михаил Чиаурели
"Последний маскарад" (1934). Реж. Михаил Чиаурели

Интересная особенность кинолент раннесоветского периода о Первой мировой войне связана с тем, что многие картины были сняты в Кавказских республиках, в частности в Грузии. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

Наш сайт - СледыИмперии.рф

Официальные группы проекта в соц. сетях:

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Фейсбук

Официальный YouTube канал проекта

#СледыИмперии #ИсторияРоссии #РоссийскаяИмперия #СССР #Кино#Кинопром #Кинотеатр #Фильмы #ПерваяМировая #Ханжонков #Дзиган#ДолойНемецкоеИго #КонецСанктПетербурга #ПервыйКорнетСтрешнев#БогВойны #Окраина #ПоследнийМаскарад #Кинематограф