Трагически для новосибирских дайверов закончилось погружение на Марганцевом карьере в соседней Кемеровской области. В минувшую субботу, 6 октября 65-летний Владимир Забелин, 49-летний Игорь Моргунов и 49-летний Константин Гуляев приехали на карьер и ушли на погружение, обратно вернулся только один.
По словам Максима Первушина, руководителя дайвинг-центра «Нерпа», все трое - очень опытные дайверы, 15 лет стажа. «С Владимиром и Константином мы были вместе в Египте, знаю, что они погружались в Индонезии. Был у них подобный опыт и в холодных водах Норвегии». А вот на кемеровский карьер трое сибиряков приехали впервые. Но во время погружения случилась беда, и на поверхность смог подняться только один Константин.
По словам выжившего дайвера, от движений ластами впереди плывущих поднялась завеса из ила. «Я потерял их из виду, а мой слабенький фонарь не пробивал завесу. На тот момент глубина была более 30 метров. Пробовал их найти, но у меня сел фонарь. Я, признаться, запаниковал и принял решение всплывать», — сказал Константин Гуляев.
Константин Гуляев рассказал «С воздухом у них проблем не было. Когда нашли Забелина, у него манометр показывал остаток 100 бар. У Моргунова баллон был на 15 литров, а не на 12, как у нас, — там тоже с воздухом всё было в порядке».
Как отмечает следствие, водолазы МЧС, имеющие допуск к погружению на глубину 20 метров, на данной глубине аквалангистов не обнаружили. Тогда к поискам подключили дайверов из Новосибирска, которые имеют допуск к погружению на 60 метров. Ведомство уточняет, что тела пропавших в итоге обнаружили на середине водоема на глубине 34 метров, сразу поднять удалось только одного (65-летнего мужчину), тело второго опустилось ниже на глубину.
«Работа дайверов осложнялась отсутствием видимости и мутностью воды. Необходимо отметить, что оборудование погибшего аквалангиста осмотрено, по предварительной информации, оно находилось в исправном состоянии. На специальном датчике, который был закреплен на руке потерпевшего, зафиксировано погружение на глубину 49,7 метра», — говорится в сообщении.
Сейчас трудно сказать точно, что стало основной причиной трагедии. Можно рассматривать две версии: отравление угарным газом, попавшем в баллоны дайверов при забивке воздуха или азотный наркоз по причине большой глубины погружения в холодной, мутной воде с использованием неподходящей дыхательной смеси.
Надеемся, что следствие легко сможет проверить первую версию, сделав анализ оставшегося газа, но мы склоняемся ко второй версии причины трагедии. По словам Константина, он подавал сигналы о всплытии и один из напарников ему ответил, а второй не реагировал ни на сигналы его фонаря, ни на сигналы напарника. Они оба продолжили погружение, а Константин всплыл на поверхность. Причиной отсутствия ответной реакции на сигналы мог быть азотный наркоз, т.к. дайвер продолжал двигаться, то других причин мы не видим.
В этой истории очень много непонятных моментов и несостыковок. Так по словам Максима Первушина, во время поисков предпринятых сразу после трагедии, дайверу из Новосибирска удалось найти одного из погибших на 30-метровой глубине и привязать к телу буй. Но поднять тело сразу у аквалангиста не получилось, так как заканчивался воздух. Но по словам Константина в баллонах погибших оставался воздух и его было много. Почему дайвер нашедший погибшего просто не надул его компенсатор плавучести, на что потребовалось-бы всего несколько секунд, а вместо этого привязывал к телу погибшего маркерный буй и надувал его? Может погибшие дайверы имели проблемы с оборудованием или воздуха в их баллонах всё-таки не было? Тело Владимира Забелина поднято, тело Игоря Моргунова еще не найдено, поиски продолжаются и сегодня.