Найти тему
Правмир

"Не могу исповедываться у знакомого священника..."

Когда живешь в небольшом населенном пункте, где все друг-друга хорошо знают, трудно исповедоваться у знакомых священников. Например, когда жена священника - твоя коллега или учительница твоих детей. А если сам батюшка - твой родственник? Как ему можно рассказать то, о чем даже незнакомому священнику сказать стыдно? Что делать? Знаю, скажете - священник лишь свидетель перед Богом, его ничем не удивишь, и есть тайна исповеди, но все-таки. Так и ходить с грехом на душе, пока не сможешь перебороть страх? Или ехать на исповедь к незнакомому батюшке, куда-нибудь в монастырь или другой город?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

- Можно, конечно, рассуждать о том, что неважно, какой священник принимает исповедь, и это будут правильные слова. Да, конечно, бывает, когда исповедуются без проблем священнику, который является другом, родственником, даже сыном, мужем или отцом. Но не всякий человек готов совместить в лице одного священника родственные или дружеские отношения и духовничество.

В моей практике был такой случай. Прихожане пришли пожаловаться мне, как благочинному, на одного сотрудника своего храма. Он никогда не исповедовался и не причащался в храме. Действительно, ненормальная ситуация. Но когда я спросил у этого человека о причине такого поведения, выяснилось, что он просто не считал возможным исповедоваться у конкретно этого священника по вполне объективным причинам. Ежемесячно он ездил к другому батюшке, там исповедовался и причащался. Со временем он сменил приход и проблема была исчерпана.

Думаю, что в ситуации, когда человек в силу каких-то обстоятельств не может исповедоваться у какого-то конкретного священника, нет ничего страшного, если он станет ездить на исповедь в другой храм. Мы ведь все живые люди и не избавлены от личностного восприятия священника не только как духовника, но и как человека, которого знаем ближе, чем просто священнослужителя, с которым нас связывают и другие отношения.

Единственно, что хотелось бы посоветовать, это не обращаться с исповедью в монастыри. Да, конечно, в некоторых монастырях есть очень опытные духовники, но все же монастыри это обособленные общины людей, которые избрали особый образ жизни. Обращаться за советом к монастырским духовникам есть смысл лишь тем, кто имеет настрой жить согласно монашескому укладу, даже и оставаясь в миру. Тем более не стоит искушать иеромонахов нашими, специфично мирскими грехами. Конечно, из этого правила могут быть исключения, но пускай они остаются всего лишь исключениями. И вне монастырей достаточно опытных духовников.