Русский север некоторые фанаты нетрадиционной истории называют Гипербореей. Они считают, что на территории Кольского полуострова в далеком прошлом располагалась сказочная страна, воспетая греческой мифологией. Почему именно эти места современные любители мифов связывают с легендарной страной?
Этим летом я, возможно, получил ответ на этот вопрос. Мы с женой отправились на сплав по реке Умба. Места нам не знакомые, да и компанию на подобные мероприятия собрать не просто – поэтому мы решили воспользоваться услугами одного из туристических агентств, работающих в сфере коммерческого активного туризма.
Знакомство с Кольским началось с города Апатиты в три ночи. Точнее с вокзала города Апатиты. А еще точнее в три часа полярного дня. Само по себе это явление - визитная карточка заполярья. Солнце опускается, и, вместо того, что бы исчезнуть за горизонтом, перемещается у тебя на глазах по краю неба на восток, откуда благополучно вновь начинает подъем на небосвод утром.
Над городом возвышаются древние Хибины – крупнейший горный массив полуострова. Белые от снежных шапок верхушки гор возвышаются над тундрой. С них дует пронзительный холодный ветер, не дающий согреться. Все напоминает тебе – не важно, что на календаре Июль, ты в заполярье. Готовься к суровым испытаниям – понежиться на теплом солнышке не получится.
В 8 утра сбор группы, переезд на микроавтобусах по тундре к стапелю, и сразу в бой. Река Умба берет исток в Умбозере – одном из священных озер здешних краев. Почти сразу становится полноводной и довольно бурной. Я еще не отошел от поезда, только сел на катамаран и начал привыкать к веслу, лишь начал оглядываться по сторонам на виды тундры и назад - на нависающие над тобой сзади Хибины – и сразу первый порог. Падун.
Самый серьезный на этом маршруте. 3 категория. Причаливаем к берегу, инструктора ведут группу осматривать порог. Прыгаю по острым камням между кривых низких сосен и елей в неопреновых ботинках. Почва каменистая, тонкая ткань не спасает от неприятных ощущений. Подходим к порогу – в глаза бросается мемориальная табличка на валуне. Посвящена памяти какой-то девушки, погибшей на этом пороге в 2008 году. Становится немного не по себе, тем более что порог раскрывается перед взоров во всей красе. Колоссальная мощь стихии, абсолютно равнодушной к тебе. Струи воды, живущие по своим законам, готовые раздавить, не признающие твоего главенствующего положения в пищевой пирамиде. Стоя на берегу и созерцая эту силу воды, я думал о том, насколько слаб человек в сравнении с мощью природы. Я понимал, что мне абсолютно нечего противопоставить этому равнодушному колоссу. И вместе с тем, откуда то из глубины подсознания, начало накатывать желание доказать состоятельность тысячелетий эволюции. Желание реабилитироваться перед самим собой за этот иррациональный страх и преклонение перед стихией. И когда возвращаешься на катамаран и просовываешь ноги в стремена, а весло упирается в ладонь – сомнения пропадают. Остается только чувство решимости. Соматическая система уже начала свою работу – адреналин бежит в крови по всему организму, заставляя ноги немного стать ватными и принося пресловутое ощущение «сосания под ложечкой». И катамаран подходит к порогу – и не остается места уже ни чему. С первой волны, накрывающей тебя с головой и погружающей в ледяной поток.
После этого, пытаясь вспомнить свой первый порог, ощущения, мысли – я не мог вспомнить ничего. Страх исчез – на пороги страшно смотреть с берега. Когда ты там, бояться уже некогда. Да и ты уже не просто сторонний маленький зритель титанической мощи, которая может тебя раздавить – ты сам часть этой мощи. Ты стал единым с безумным потоком воды, вместе с ним несешься между камней к неведомой цели. Наверное именно это ощущение заставляет людей раз за разом садится на катамаран. Желание приобщиться к этой силе, самому стать ее частью. Перестать быть обычным мелким человечишкой. Стать могучим титаном, для которого все проблемы смертного смешны и ничтожны. Именно в этом наркотик, который делает из обычного человека водника. И те, кого покорили эти ощущения, уже не смогут обходиться без них. Пусть не каждый год, хоть иногда, но человек будет стремится на воду. Укса, Писта, Катунь – все эти названия рек начнут становиться близкими и знакомыми. И мечты об отпуске поменяют вектор. В обеденный перерыв ты уже не будешь читать отзывы о турецких отелях и грезить о теплом средиземноморском солнышке. Будешь читать очередной отзыв о сплаве по Оке Саянской. И представлять будешь не то, как освежающим потоком пиво течет по пищеводу, неся спасительную прохладу, а хлещущий в лицо ледяной поток воды. Да, тебя могут затащить на пляж просьбами и угрозами. Но там, валяясь на лежаке у теплого моря и попивая коктейль через трубочку, когда закроешь глаза – не пугайся внезапно возникшего шума в ушах – это ветер с Хибин, который не отпускает никого из приобщенных к этой священной тайне Севера.