26 сентября 2018 года в России вступил в силу закон о блокировке сомнительных операций по банковским картам, сообщает ТАСС. Как это будут работать и чем грозит гражданам?
Как это будет устроено?
Банки будут обязаны в первую очередь блокировать отдельные подозрительные операции. Но под заморозку могут попасть и платежные инструменты (карточные и расчетные счета, электронные кошельки). После наложения ограничения банк будет обязан незамедлительно связаться с клиентом по телефону или электронным каналам связи и сообщить ему о подозрительной операции и блокировках.
Если клиент ответит банку, что не совершал ту или иную операцию, то перевод или счет будут заблокированы. Если связаться с клиентом не удалось, операция или счет будут заморожены на два рабочих дня. В течение этого времени клиент может отменить платеж. По истечении указанного срока счет автоматически разблокируется и деньги уйдут по указанным реквизитам.
Для чего это нужно?
Как считают разработчики закона, его главная задач - обеспечить клиентам отечественных банков, как физическим, так и юридическим лицам, дополнительную защиту от кибермошенников. Однако некоторые эксперты высказывали мнение, что новый закон в перспективе поможет бороться с карточными переводами между физлицами, которые, как предполагается, питают российскую теневую экономику
А за что будут блокировать?
Вот тут начинается самое интересное. В анонсе закона, размещенном на сайте Госдумы, прямо говорится, что в настоящее время не существует универсального для всех банков перечня основных признаков совершения перевода без согласия плательщика. Обязательные признаки совершения такой операции устанавливаются Банком России. Но закон также предусматривает право для кредитных организаций в зависимости от специфики их деятельности устанавливать свои признаки проведения несанкционированной плательщиком операции.
Таким образом, банки должны будут разработать собственные процедуры мониторинга операций, которые, возможно, осуществляются без согласия клиента.
В самом тексте закона указываются только общие принципы такого подхода. Так, процедуры мониторинга должны проводиться «на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности)».
Все это наводит на мысли, что в итоге подозрения могут вызвать любые операции, которые отличаются от обычного поведения владельца карты. Например, если до сих пор картой пользовались только для проведения платежей по безналу или для совершения небольших операций на сумму 100–150 рублей в день, то снятие крупной суммы наличных или просто покупку на большую сумму в магазине (особенно если до этого покупки в нем не совершались) посчитают подозрительными.
Да, банк будет обязан связаться с клиентом и согласовать заморозку. Но если он не сможет или не захочет по каким-либо причинам этого делать? В худшем варианте два дня ваша карта будет блокирована. И вам самим придется обращаться в банк и разбираться, что стряслось. А если срочно нужны деньги? А вдруг вы заселяетесь в гостиницу на другом конце мира и вам нужен депозит на карте, а она блокирована, а до банка не дозвониться?
Что делать?
Как и многое в России, полезный вроде бы закон устроен шиворот-навыворот. По нормальной логике, банк должен связаться с клиентом не после блокировки, а до нее и узнать нужно или нет замораживать операцию или счет. Тогда проблемы не будет. Но очевидно,что банкам делать это не хочется. В итоге они разработают длинный список «подозрительных операций» и начнут блокировать все подряд по принципу «абы чего не вышло». А разбираться потом придется самим клиентам.
Читай канал «Ясно Понятно».
Также наши заметки доступны в Фейсбуке и на новостном портале Anews.
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать