В прошлой серии мы остановились на том, что осмотрев несколько достопримечательностей Плесецкого сектора Кенозерского национального парка, мы снова вернулись в Вершинино, чтобы отправиться на водную экскурсию по деревням и островам Кенозера. Увы, предвкушение от скорой встречи с местами, которые много раз видел на чужих фотографиях, было несколько омрачено долгим ожиданием зафрахтованного нами судна. Причина банальна: архангельские дорожники (естественно, высший менеджмент) праздновали какой-то свой дорожный юбилей и просто бухали на катере, не желая понимать, что катер ждут на берегу. С учетом того, что в Архангельской области практически нет асфальтовых дорог, юбиляров к моменту нашей погрузки на плавсредство я уже практически ненавидел.
Ну да ладно. Начинаем. Пристань в Вершинино. Пацаны ловят с баржи рыбу, рядом стоит буксирный теплоход "Нефтегорск". На нем осуществляется 90% всех грузовых перевозок по Кенозеру. Строительная, сельхозтехника и прочий крупногабаритный груз.
А вот и наша "Заря — 213Р" Тоже бывалая посудина — 1976 года постройки. Загружаемся и, наконец-то, отправляемся в путь.
Площадь Кенозера с его многочисленными островами почти 100 квадратных километров. Естественно, экскурсия проходит только по южной части акватории.
А это деревня Косицыно. Здесь живет почтальон Тряпицын, про жизнь которого снял фильм Кончаловский. Увы, к этой деревне мы не причаливали (время поджимало — спасибо дорожникам), а фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", получивший несколько киноград, я посмотрел только пару недель назад. А лучше бы, пожалуй, и не смотрел вовсе. Совершенно по другому взглянул на Кенозеро. Если приехав в качестве туриста и общаясь, в основном, с работниками парка, ощущение всеобщей заброшенности и вымирания было всё таки смутным и призрачным (красота же вокруг!), то после просмотра практически документального фильма о здешней жизни, просто завыть захотелось. Беспросветная депрессуха, всеобщий алкоголизм и тлен.
Первая остановка на острове Медвежий. Это один из самых крупных островов Кенозера, но люди на нем не живут. Последние уехали в 60-х годах прошлого века. Даже домов не осталось. Один разваливающийся амбарчик и часовня Святого Власия, почитаемого в Кенозерье как заступник и охранитель домашнего скота. А чуть дальше по старой дороге можно найти можжевеловую аллею. Кто и для чего ее посадил — неизвестно. Но туристам непременно показывают.
Следующая остановка — деревня Зехново. "Заря" швартуется, а нас уже встречают местные собакены. Значит, кто-то живет!
Постоянное население деревни по данным 2009 года 14 человек. Из них 10 пенсионеров.
Один из самых больших домов в Зехново. В нем снимали много сцен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына". В нем "жила" Ирина с сыном, к которой очень неровно дышал Тряпицын.
Ребята, это не музей деревянного зодчества в Суздале и не рафинированные Кижи, а чья-то реальная жизнь. Думаю, компании "Триколор" стоит поставить памятник за повсеместное внедрение технологий. Их тарелки, по сути, единственные признаки 21 века в этом застывшем безвременье. Кстати, в фильме главный герой собирается на работу, кипитят воду из озера на чай и завтракает, смотря "Модный приговор". Жуткий диссонанс, но, скорее всего, реальная ситуация.
Проходим свежий фанерно-гранитный памятник, погибшим в Великую Отечественную землякам: Абрамовым, Болозневым, Капустиным… А вот и главная достопримечательность Зихново — часовня апостола Иоанна Богослова.
В молитвенном помещении полностью сохранилось 12-гранное "небо" – самое древнее в Кенозерье, написанное в конце XVIII века олонецкими мастерами.
На теплоход нас снова проводили собаки и мы отправились дальше. Следующая остановка в Тырышкино. Название деревни связано, видимо, с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах в XVI — XVII вв. "тарышками" называли служилых людей среднего звания — достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня. Часть местного населения работала на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены на родину художественные приемы украшения домов. Крестьянин Максимов постарался особенным образом украсить свой дом резьбой и балкончиком с видом на озеро.
Отрадно, что новые хозяева дома, купившие этот дом за полмиллиона рублей, в меру своего достатка стараются поддерживать эту красоту. Обратите внимание и на интересную сдвижную калитку.
А вот еще интересный дом. Увы, не жилой, с заколоченными от вандалов окнами и покосившимся резным крыльцом.
Пройдя Тырышкино насквозь, на краю леса находим Успенскую часовню, называемую "Крест". Ранее здесь стоял придорожный поклонный крест, который позднее был заменён на эту маленькую часовенку. Она настолько мала, что в ней не уместиться и одному человеку. Только склонившись на колени перед входом. В интернетах пишут, что это самая маленькая часовня в России.
По другую сторону дороги, в густом ельнике, еще одна часовня — Параскевы Пятницы.
Обратите внимание, что в этих двух часовнях, в отличие от зехновской, развешаны женские платки. Это так называемые тканные заветы. Подробно о них я рассказывал в первой части рассказа о Кенозерье.
Той же дорогой возвращаемся в деревню.
Жарко, очень хочется пить и по нашей просьбе гид приводит нас к дому Александра Михайловича Филиппова и его жены. Это единственные постоянные жители Тырышкино. Причем не коренные, а "понаехавшие". Из Петербурга. Остальные тырышкинцы приезжают только летом. Итого набирается до 10 человек. Кружки с водой нам вынесли внуки, приехавшие погостить к дедушке. В одной кружке вода из озера – бурая от минералов, но на вкус прямо сладкая, а в другой более прозрачная – из родника, до которого старикам далековато ходить. На вопрос "как же тут живется?", дедушка ответил, что неплохо, в общем, если только по зиме свет не отключают. Вот тогда тяжко.
После Тырышкино мы вернулись в Вершинино и перед очередным перегоном устроили привал с купанием в озере Кенозере. К ночи мы доберемся до Маркомусов, но это уже совсем другая история.
Подписывайтесь и читайте также на канале:
- Кенозерье: Зехновская мукомольня
- Кенозерский национальный парк. Часть I
- Кенозерский национальный парк. Часть III