Найти тему
Фотоблог №1005001

Кенозерский национальный парк. Часть II

В прошлой серии мы остановились на том, что осмотрев несколько достопримечательностей Плесецкого сектора Кенозерского национального парка, мы снова вернулись в Вершинино, чтобы отправиться на водную экскурсию по деревням и островам Кенозера. Увы, предвкушение от скорой встречи с местами, которые много раз видел на чужих фотографиях, было несколько омрачено долгим ожиданием зафрахтованного нами судна. Причина банальна: архангельские дорожники (естественно, высший менеджмент) праздновали какой-то свой дорожный юбилей и просто бухали на катере, не желая понимать, что катер ждут на берегу. С учетом того, что в Архангельской области практически нет асфальтовых дорог, юбиляров к моменту нашей погрузки на плавсредство я уже практически ненавидел.

Ну да ладно. Начинаем. Пристань в Вершинино. Пацаны ловят с баржи рыбу, рядом стоит буксирный теплоход "Нефтегорск". На нем осуществляется 90% всех грузовых перевозок по Кенозеру. Строительная, сельхозтехника и прочий крупногабаритный груз.

В  2012 году, после 38 лет работы, судну сделали капительный ремонт почти  за 3 миллиона рублей.
В 2012 году, после 38 лет работы, судну сделали капительный ремонт почти за 3 миллиона рублей.

А вот и наша "Заря — 213Р" Тоже бывалая посудина — 1976 года постройки. Загружаемся и, наконец-то, отправляемся в путь.

-3

Площадь Кенозера с его многочисленными островами почти 100 квадратных километров. Естественно, экскурсия проходит только по южной части акватории.

Остров Межной и рыбак.
Остров Межной и рыбак.

А это деревня Косицыно. Здесь живет почтальон Тряпицын, про жизнь которого снял фильм Кончаловский. Увы, к этой деревне мы не причаливали (время поджимало — спасибо дорожникам), а фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", получивший несколько киноград, я посмотрел только пару недель назад. А лучше бы, пожалуй, и не смотрел вовсе. Совершенно по другому взглянул на Кенозеро. Если приехав в качестве туриста и общаясь, в основном, с работниками парка, ощущение всеобщей заброшенности и вымирания было всё таки смутным и призрачным (красота же вокруг!), то после просмотра практически документального фильма о здешней жизни, просто завыть захотелось. Беспросветная депрессуха, всеобщий алкоголизм и тлен.

Если собираетесь поехать в Кенозерье, ни в  коем случае не смотрите этот фильм.
Если собираетесь поехать в Кенозерье, ни в коем случае не смотрите этот фильм.

Первая остановка на острове Медвежий. Это один из самых крупных островов Кенозера, но люди на нем не живут. Последние уехали в 60-х годах прошлого века. Даже домов не осталось. Один разваливающийся амбарчик и часовня Святого Власия, почитаемого в Кенозерье как заступник и охранитель домашнего скота. А чуть дальше по старой дороге можно найти можжевеловую аллею. Кто и для чего ее посадил — неизвестно. Но туристам непременно показывают.

-6

Следующая остановка — деревня Зехново. "Заря" швартуется, а нас уже встречают местные собакены. Значит, кто-то живет!

-7

Постоянное население деревни по данным 2009 года 14 человек. Из них 10 пенсионеров.

-8

Один из самых больших домов в Зехново. В нем снимали много сцен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына". В нем "жила" Ирина с сыном, к которой очень неровно дышал Тряпицын.

-9

Ребята, это не музей деревянного зодчества в Суздале и не рафинированные Кижи, а чья-то реальная жизнь. Думаю, компании "Триколор" стоит поставить памятник за повсеместное внедрение технологий. Их тарелки, по сути, единственные признаки 21 века в этом застывшем безвременье. Кстати, в фильме главный герой собирается на работу, кипитят воду из озера на чай и завтракает, смотря "Модный приговор". Жуткий диссонанс, но, скорее всего, реальная ситуация.

-10

Проходим свежий фанерно-гранитный памятник, погибшим в Великую Отечественную землякам: Абрамовым, Болозневым, Капустиным… А вот и главная достопримечательность Зихново — часовня апостола Иоанна Богослова.

-11

В молитвенном помещении полностью сохранилось 12-гранное "небо" – самое древнее в Кенозерье, написанное в конце XVIII века олонецкими мастерами.

-12

На теплоход нас снова проводили собаки и мы отправились дальше. Следующая остановка в Тырышкино. Название деревни связано, видимо, с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах в XVI — XVII вв. "тарышками" называли служилых людей среднего звания — достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня. Часть местного населения работала на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены на родину художественные приемы украшения домов. Крестьянин Максимов постарался особенным образом украсить свой дом резьбой и балкончиком с видом на озеро.

-13

Отрадно, что новые хозяева дома, купившие этот дом за полмиллиона рублей, в меру своего достатка стараются поддерживать эту красоту. Обратите внимание и на интересную сдвижную калитку.

-14

А вот еще интересный дом. Увы, не жилой, с заколоченными от вандалов окнами и покосившимся резным крыльцом.

-15

Пройдя Тырышкино насквозь, на краю леса находим Успенскую часовню, называемую "Крест". Ранее здесь стоял придорожный поклонный крест, который позднее был заменён на эту маленькую часовенку. Она настолько мала, что в ней не уместиться и одному человеку. Только склонившись на колени перед входом. В интернетах пишут, что это самая маленькая часовня в России.

-16

По другую сторону дороги, в густом ельнике, еще одна часовня — Параскевы Пятницы.

-17

Обратите внимание, что в этих двух часовнях, в отличие от зехновской, развешаны женские платки. Это так называемые тканные заветы. Подробно о них я рассказывал в первой части рассказа о Кенозерье.

-18

Той же дорогой возвращаемся в деревню.

-19

Жарко, очень хочется пить и по нашей просьбе гид приводит нас к дому Александра Михайловича Филиппова и его жены. Это единственные постоянные жители Тырышкино. Причем не коренные, а "понаехавшие". Из Петербурга. Остальные тырышкинцы приезжают только летом. Итого набирается до 10 человек. Кружки с водой нам вынесли внуки, приехавшие погостить к дедушке. В одной кружке вода из озера – бурая от минералов, но на вкус прямо сладкая, а в другой более прозрачная – из родника, до которого старикам далековато ходить. На вопрос "как же тут живется?", дедушка ответил, что неплохо, в общем, если только по зиме свет не отключают. Вот тогда тяжко.

-20

После Тырышкино мы вернулись в Вершинино и перед очередным перегоном устроили привал с купанием в озере Кенозере. К ночи мы доберемся до Маркомусов, но это уже совсем другая история.

Подписывайтесь и читайте также на канале:
-
Кенозерье: Зехновская мукомольня
- Кенозерский национальный парк. Часть I
- Кенозерский национальный парк. Часть III