Перед тем, как рассказать про опыт боёв во Франции, стоит несколько слов сказать о тех подвижных соединениях, что противостояли немцам.
Франция рассматривалась в мире, как лидер в области вооружений и, в частности, танков. Это и понятно. Если британцы из-за бюджетных ограничений фактически расформировали сухопутную армию, а оставшиеся части представляли из себя силы для поддержания порядка в колониях, то французская армия, несмотря на все трудности, оставалась самой крупной и мощной армией в Европе. Если британцы потеряли почти весь танковый парк, то у французов осталось множество танков Рено. Но это же определяло и возможности тогдашних танковых сил. С Рено FT не было и речи о действиях в глубине обороны. Танки могли лишь поддерживать пехоту, соответственно, они имелись в танковых батальонах, не более. Проекты чего-то большего были, однако они разбивались о “денег нет”. С окончанием постройки Линии Мажино (насколько строительство укреплений вообще может быть закончено) и появление Гитлера у власти, а заодно и постепенного выхода Франции из депрессии, встал вопрос о формировании подвижных соединений. Было сделано несколько подходов к снаряду, при чём альтернативные проекты претворялись в жизнь параллельно. Многочисленные реорганизации кавалерии привели к созданию весьма странных соединений под названием “кавалерийская дивизия”(Divisions Légères de Cavalerie).
Вопреки названию, они имели только два полка на лошадях, составлявших кавалерийскую бригаду. Ещё один драгунский полк (The Régiment de Dragons Portés, RDP), “автопулемётный полк”, Régiment d'Autos-Mitrailleuses (RAM) и тылы были моторизованы. Моторизованный драгунский полк и автопулемётный полк составляли лёгкую механизированную бригаду Brigade Légère Mécanique (BLM). RAM, вопреки названию, состоял из двух групп эскадронов. Каждая такая группа состояла из мотоциклетного эскадрона и автопулемётного эскадрона.
Причём в одной группе он оснащался броневиками Панар 178, а в другой - танками.
По факту в 1940 там были танки Н39.
Остальные полки тянули лишь на усиленные батальоны, что, впрочем, соответствовало кавалерийской традиции. Тылы были моторизованы лишь частично. Моторизованный драгунский полк теоретически должен был оснащаться полугусеничными автомобилями Кегресс, однако на деле при мобилизации лишь их первые батальоны (по размерам соответствовали скорее ротам) оснащались ими, вторые батальоны использовали грузовики.
Смешанный разведывательный эскадрон в составе каждого полка имел по два взвода на мотоциклах и два взвода на лёгких танках AMR 33.
Всего в дивизии из бронетехники имелось 15 Н39, 16 “Панаров”, 23 AMR-33 или чуть более поздней модификации AMR-35.
Для полного достижения хаоса в организации кавалерийские дивизии включали в себя и авиационный компонент в виде авиаэскадрильи. При этом оснащаться они должны были вовсе не какими-нибудь кукурузниками, а вполне приличными Mureaux 117
или даже Potez 63.11
Правда, получили эскадрильи только 1, 2 и 5 кавалерийские дивизии.
Артиллерия была представлена артиллерийским полком (The Régiment d'Artillerie (RA)). Полк состоял из батальона с 12 75 мм пушками и 12 105 мм гаубицами, а также противотанковой батареи с 8 47 противотанковыми пушками. Полк был моторизован, средствами тяги были полугусеничные автомобили Citroën P 17.
Зенитная артиллерия была представлен батареей автоматических 25 мм пушек, также моторизованных. Впрочем, лишь 1 и 5 кд их получили.
Таким образом, дивизия представляла из себя удивительный конгломерат частей с различной степенью подвижности, что особенно удивительно при её малой численности. Сыграть большую роль такие соединения не могли и не сыграли.
Примечательно, что в 1939 году в СССР тоже создавали мотокавалерийские дивизии, одна из них даже уехала на Финскую войну. Но от странного сочетания моторизованного тыла и бойцов на лошадках у нас тоже достаточно быстро отказались.