Уже ни для кого не секрет, что в Свято-Елисаветинском монастыре (г.Минск) на богослужениях практически не используется партесное пение. В свое время первый регент монастыря монахиня Марфа (Гуськова) поехала на остров Валаам и, впечатлившись настоящей красотой, простотой и молитвенностью пения, решила перенять этот дух и манеру исполнения. С тех пор прошло более 19 лет, а в монастыре по-прежнему «царит» Валаамский распев. Мы решили взять небольшое интервью у регента братского хора Свято-Елисаветинского монастыря и поподробнее расспросить о том, как и что поют в монастыре сейчас.
Брат Евгений, что представляет собой на сегодняшний день Валаамский распев в монастыре?
Мы используем современный обиход Валаамского монастыря. Группа певцов поет основную мелодию в унисон, а другая группа как бы «тянет» исон. Таким образом, получается следующая гармония: и не партес, но и не монотонное одноголосие. Как известно, гармония дает нам ладовую принадлежность, а ладовая мелодия дает окраску. Другими словами, мы можем передать настроение, грустное или радостное, минор или мажор.
Вы коснулись такого понятия как «исон», а что это такое, и как вы его исполняете? Ведь, насколько я понимаю, у вас здесь начинается творчество?
Да, безусловно, у нас в монастыре, как и на Валааме, исон сочиняется непосредственно регентом на его усмотрение. Вообще, исон — это мелодия, которая образует ладовую принадлежность основному распеву. Конечно, мы стараемся придерживаться общепринятого Валаамского исона, но зачастую бывает так, что находится какая-то мелодия, и она, будучи все же самодостаточной, просто нуждается в окраске с помощью исона. По крайней мере, мне кажется, что было бы красивее и интереснее так ее исполнять! И вот тут уже начинается творчество. Безусловно, если мы и придумываем исон, то он максимально стилизован и мелодически похож на Валаамский. Такое исполнение плотно закрепилось в нашей монастырской традиции.
Брат Евгений, расскажите, что же такое Валаамский распев, или напев, когда он появился, и почему именно его вы поете?
Потому что это пение лучше всего подходит для молитвы, для самого поющего. Богослужебное пение к нам на Русь пришло из восточных стран (Греции, Болгарии) около XI века. Но, как и должно было произойти из-за особенностей местности, попав на славянскую почву, распевы изменились. За счет русского народного пения произошла некая «трансформация», и исполнение стало другим по мелодике. Так, например, к началу 20 века на базе знаменного распева сформировался самостоятельный Валаамский распев. Однако отдельные отголоски того, оригинального звучания все же присутствуют.
Расскажите, чем все-таки отличается напев от распева?
Вообще, напевы возникают исключительно под влиянием местных традиций. Например, в каком-то храме песнопения знаменного распева поют таким-то образом, а в храмах другой местности мелодию могут распевать немного иначе. Бывает, что певчие, зачастую ненамеренно, привносят в распев что-то свое. Как сказал на эту тему протоиерей Борис Николаев: «Показалось ли оно ему в каком-либо месте трудно усвояемым — он, ничтоже сумняшеся, упростил его — то есть, или видоизменил не поддающееся его познанию место, или (что проще и чаще случается) пропустил целый ряд хитро составленных крюковых сочетаний, заменив их простым переходом в два-три звука собственного сочетания». То есть иногда певчие идут по пути упрощения распева. А бывает и наоборот.
В свято-Елисаветинском монастыре, насколько я знаю, четыре хора! Неужели все они поют двухголосие и древние распевы?
У нас в монастыре удивительные хоры — на любой вкус! Но не все они поют двухголосие. Наш Праздничный хор под руководством монахини Иулиании (Денисовой) поет древние распевы (Византийский, Валаамский), но они гармонизованы в одном стиле, специально для этого хора. Другими словами, звучит и оригинальная мелодия, и аккорд. Также есть братский хор, которым я руковожу. Мы стараемся быть аутентичными современному Валаамскому звучанию и манере исполнения. По такому же принципу поет хор сестер милосердия «Радуйся». Ну и, конечно же, главный хор — это хор монашествующих сестер, который весь богослужебный круг поет Валаамским напевом. И да, именно напевом, поскольку здесь уже понемногу формируется все-таки своя, «Елисаветинская» традиция на основе Валаамской.
А можно ли услышать хор сестер где-то кроме монастыря?
На самом деле, хор сестер является богослужебным хором и практически не выступает за пределами монастыря. Но примерно два раза в год сестры выезжают на благотворительные концерты в города Европы: Берлин, Лондон, Дублин, Брюссель и другие, где своим пением просвещают людей невоцерковленных, порой неверующих. Кстати, в конце сентября ансамбль сестер снова посетит Великобританию с серией таких концертов, на которые мы сердечно приглашаем наших английских друзей.
И последний вопрос. Каким образом можно стать певчим в монастыре?
Прийти и сразу петь человек не может — он должен учиться, ему надо возрастать. Конечно, важна практика. Очень важно понимать, зачем ты пришел на клирос и что это значит лично для тебя. Какие-то таланты и способности – это очень хорошо! Но по своему опыту могу сказать, что без смирения, послушания и понимания того, что весь смысл – во внутреннем делании, вряд-ли что-то получится. Просто нужно понимать, для Кого мы служим и Кому поем.