В происхождении самоназвания «казак/козак» мы встречаемся с двойной этимологией. Тюркский корень этого слова, означающего то же самое, что этноним «казах», очевиден. Но ему, вероятно, очень помогла укорениться его близость к названию одного из черкесских племён – касоги – встречаемому в русских летописях.
Во всяком случае, частое для днепровских казаков имя «черкасы» не случайно близко к названию черкесов. Это не простое совпадение. Ещё в XVII веке днепровские казаки поддерживали тесные отношения с кавказскими черкесами и считали себя с ними родственным, если даже не одним народом.
Почему-то наши историки проходят мимо такого свидетельства историка Сергея Соловьёва, описывавшего обратный путь московских послов Кондырева и Бормосова из Стамбула в 1623 году:
«Под черкасским городом Темрюком пришли на них запорожцы с криком, что донские козаки, идучи мимо Темрюка, погромили комяги, взяли в плен сына таманьского воеводы и отдали его на окуп за 2000 золотых: так посланники сейчас же отдали бы эти деньги, иначе их убьют. Турецкий посланник и азовский воевода, провожавший посланников, вступились было за них, но козаки поворотили и посланника, и воеводу назад в Кафу, а Кондырева с товарищем оставили в Темрюке и посадили в башню. Тогда воевода и посланник дали им подарки и едва уговорили отпустить всех из Темрюка в Азов»[1].
Географические названия Темрюк, Тамань и Азов явно не вызывают сомнений в их локализации. Даже если предположить, что Соловьёв по умыслу или невольно отождествил черкесов и черкасов, назвав Темрюк «черкасским городом» вместо черкесского, всё равно очевидно, что запорожцы напали на московских (а равно и турецких) должностных лиц по мотивам мести за воеводу (то есть пашу) Тамани – ещё одного города на кавказском побережье.
В данном случае, видимо, не имело значения, что Тамань, как Кафа и Азов, тоже была вассальной территорией Османской империи. Таманский воевода (паша) был, скорее всего, местным, и запорожские казаки—черкасы считали его своим единоплеменником.
В этой связи можно вспомнить, что хопёрских казаков ещё и в конце XIX века казаки с нижнего течения Дона называли чигами или чиками. Течение Хопра ещё в XIV веке было населено казаками, и здесь располагалось древнейшее известное казацкое государство (в том плане, что его обитатели названы в источниках казаками, а не бродниками или т.п. именами) Червлёный Яр[2].
Ну, а название «чиги» некоторые исследователи сближают с «зихами» или «зигами». Так ещё в I веке до н.э. греки называли одно из абхазо-адыгских племён. Зихией современная Абхазия и Черкесия звалась ещё и в X веке н.э. Тогда Зихия была мощной самостоятельной христианской страной, отдельной от Византии и Хазарского каганата. Союзу с Зихией византийские императоры придавали большое значение. Зихская епархия находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата[3].
Всё это как-то увязывается в одну сюжетную линию: зихи – касоги – казаки. Связано это каким-то образом и с Тмутараканью, которая непонятно почему больше столетия была русским княжеством, и с явно казацким обликом древнерусского князя Святослава, про которого летопись ни единожды не упоминает, чтобы он княжил в Киеве.
И, конечно, такая связь никоим образом не вписывается в шаблонную схему, по которой степные области Северного Причерноморья и Приазовья были-де каким-то межеумочным средостением между средиземноморской античной цивилизацией и лесным поясом Восточной Европы, а не самостоятельным пространством культуры и государственного строительства.
Примечания
[1] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.9. – В кн.: Соловьёв С.М. Сочинения в 18 кн. – М.: «Мысль», 1990. – С. 194.
[2] Шенников А.А. Червлёный Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. http://gumilevica.kulichki.net/SAA/index.html
[3] Оболенский Д. Византийское содружество наций. / пер. с англ. – М., 2012. – С. 43-44, 189-191.