Найти тему
КРЫЛЬЯ ИСТОРИИ

Спасая жизнь командира 🔥

28 сентября 1942 года наш 4-й гвардейский истребительный авиаполк, которым я в то время командовал, срочно перебазировали под Ленинград. Начиналась подготовка к прорыву блокады.

Без передышки мы два дня подряд, с рассвета до темна, прикрывали действия наших наземных войск и штурмовой авиации, вели ожесточенные бои с фашистами. Обстановка на участке прорыва накалялась.

30 сентября мы опять летали, и ведомым к себе я взял гвардии лейтенанта Евгения Куликова. Работать предстояло в позднюю часть суток, когда метеорологические условия ухудшались, а Куликов являлся опытным летчиком, часто сам летал ведущим и мог надежно прикрыть меня, чтобы я не отвлекался от руководства боем нашей большой группы.

Как и ожидалось, в районе боев сухопутных войск произошла наша встреча с несколькими десятками «мессершмиттов» и «фокке-вульфов». Причем, «фокке-вульфы» были новинкой — сто девяностые. На них немецко-фашистское командование возлагало большие надежды, ввело в операцию для удержания господства в воздухе.

Первый бой завязался на встречных курсах. Самолетов вокруг имелось так много, что порой не определишь — где свои, а где враг. Уже через несколько минут, загораясь и дымя, начали падать на землю машины, раскрываться купола парашютов спасавшихся летчиков.

Разогнав один строй, мы тотчас же врезались в другой, атаковали врага с коротких дистанций. В воздухе стоял непрерывный треск пушечных и пулеметных очередей.

Я уже не раз начинал бой с противником, и неотступно от меня участвовал в атаках ведомый Куликов.

Я все время чувствовал его рядом. Он умножал силу моего огня, позволял не беспокоиться за заднюю полусферу.

Кончался боезапас, надвигались сумерки. Я подал сигнал о сборе группы, выполнил разворот. И в этот момент мимо меня на полном форсаже пронесся самолет Куликова, а вслед за раздавшимся треском пушек и пулеметов над моей кабиной вихрем проскочили два «фокке-вульфа».

Истребители И-16 тип 18 4-го гвардейского авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота на аэродроме Новая Ладога, 1942 г. // фото: ava.org.ru
Истребители И-16 тип 18 4-го гвардейского авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота на аэродроме Новая Ладога, 1942 г. // фото: ava.org.ru

Я понял, что они атаковали меня, а Куликов помешал им. Поэтому мысленно похвалил ведомого: «Молодец!»

Развернувшись, я со снижением пошел за ним. В темной части горизонта встретил его и других летчиков.

Советские офицеры осматривают немецкий штурмовик Fw.190F-8 // Фото: waralbum.ru
Советские офицеры осматривают немецкий штурмовик Fw.190F-8 // Фото: waralbum.ru

Куликов пристроился, держался хорошо, и у меня не возникло никаких подозрений о беде с ним. Возглавив группу, повел ее домой.

Неладное с ведомым я заметил лишь при посадке. Его машина прошла над аэродромом с невыпущенными шасси и не села. На втором круге она начала снижаться, мы с напряжением наблюдали за ней.

Машина почти падала, потом скользила над самым полем в стороне от посадочной полосы и где-то в конце ее все же приземлилась. Мы облегченно вздохнули и побежали к самолету.

Неестественно, подбитой птицей, лежал истребитель на пожелтевшей траве.

Летчик оставался в кабине, повернув к нам бледное лицо.

— Задание выполнено, — тихо произнес он и уронил голову на грудь.

Куликов оказался тяжело раненным в правую ногу. Мы вытащили его из кабины и уложили в подоспевшую санитарную машину.

Несколько дней спустя, все узнали о его подвиге.

А было так. Следуя со мной в паре, Куликов заметил при выходе из атаки две вражеские машины, неожиданно появившиеся выше нас. Фашистские летчики, наверное, распознали командирский истребитель и набросились на меня.

Времени для предотвращения их удара Куликов не имел. Он дал мотору полный газ, рванулся вперед, чтобы прикрыть меня своим самолетом, и весь пулеметно-пушечный огонь фашистов принял на себя.

Трудно нам было воевать в ту пору, очень трудно. Но когда ты шел в бой рядом с такими товарищами, вера в победу во много раз возрастала.

О подвиге Евгения Куликова рассказала газета «Красный Балтийский флот».

После выздоровления он вернулся в полк и бил фашистов до окончания Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний полковника в отставке Б.И.Михайлова ("В небе-лётчики Балтики". Из боевой истории авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. 1974 г.)

Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории".